Творчество есть бескорыстное, вдохновенное и глубоко личное высвобождение (открытие) из хаотичного, случайного, несобранного некоего потенциально присутствующего в мироздании, того, что непременно должно явить себя и в своем явлении воссобрать мироздание, какую-то его часть в едино-светлое целое.
В творчестве полно являет себя человеческое «я». Оно развертывается всеми своими сторонами, оно напрягается в себе самом, оно выплескивается возможными для себя намерениями, оно свободно утверждается в себе самом, свободно творит и в этом живет полной жизнью («Творчество … есть свобода» [27, с. 544]) .
В творчестве человек ищет своего единства с постигаемым. Предмет познания начинает говорить (о себе) тогда, когда его глазами, его логикой, его поведением, его драмой пытается познающий смотреть на окружающее.
В творчестве человек возвышается до переживания (и создания) некоего совершенного — прекрасного, а оно представлено и в научном творчестве, в мире математики, физики. Прекрасное — цель и онтология творчества.
В творчестве человек возвышается до постижения (осмысления, переживания) глубинных основ мироздания. Предмет творчества — все. Все как полнота бытия, как его развертывание до возможных пределов, как его прошлое, настоящее и будущее; как то, что не подчинено времени (если это возможно). Творящая духовность ищет в своем усилии (интеллектуальном, волевом и пр.) удержать богатство бытия мира и человека.
В творчестве человек находит выражение смутно ощущаемого им стремления оставить неповторимый след в бытии. Почему этого хочет человек? Потому что его природа не мертвенная, а живая. Онтология человека — движение, искание, искание драматическое, искание абсолютного, того, что никак не может быть соотнесено с безжизненно-формальным (тем, что может фиксироваться и в этом мертвенным, онтологически конечным). Человек дерзает к невозможному, дабы реализовать свою онтологию.
В творчестве (подчас неосознанно) человек жертвенно служит некоему абсолютному. Н.А. Бердяев замечает: «Творчество всегда предполагает жертву» [27, с. 547]. Осознанно или неосознанно человек ощущает необходимость ответить на данный ему по рождении бесценный дар — жизнь и способность творить ее (преобразовывать).
«Творческая идея призвания и назначения человека связана с учением о дарах» Н. Бердяев.
Человек, по Бердяеву, творит благодаря дарованному ему свыше (Богом). Дарованное, в нашем прочтении, всегда предполагает свое естественное отражение, продолжение — благодарность принимающей стороны, благодарность человеческой духовности (личности).
Человек желает отдариться, отблагодарить высшие силы (иное некое в другой гносеологии) своим светлым даром, тем, что неповторимо (в искусстве, науке, технике, экономике и ином, подлинно человеческом). <...>
Благодарная душа как реалия живая и в этом богатая бытием открыта глубоким интуициям и интеллектуальным решениям. Ей внятно многое в мироздании. Со стороны гносеологии она вровень стоит с мирозданием. История науки на планете дает примеры того, сколь характерно было чувство метафизической благодарности многим из ученых.
М.В. Ломоносов в XVIII веке в поэтической форме являет свою благодарность Творцу за дарованную Им человеку способность творить:
Творец! Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи,
И на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь.
Астроном, химик, историк, филолог, Ломоносов благодарно взирал на дарованную ему свыше способность постигать мир и творить, и его благодарное чувство несомненно поддерживало его научные изыскания (творит человек не одним интеллектом, но всем собою).
И В.И. Вернадский, и П. Тейяр де Шарден, и Н.И. Вавилов, и Н. Тесла, и другие выдающиеся ученые XX столетия в жизни были глубоко живыми, откликающимися на вопрошания времени и бытия, благодарно мыслящими людьми.
Благодарная природа нашей духовности как ничто другое подвигает нас к переживанию своего бытия как одной большой, благодарственной, жертвы. Творчество же и есть со стороны онтологической эта же реалия (бескорыстное служение искусству, науке, людям и пр.; см. приведенное ранее суждение Н.А. Бердяева). Обретающий себя в жертвенной благодарности человек легко воспринимает духовные параметры творческой деятельности (забвение себя, жертвенность).
Отрывок из книги А.А. и П.А. Гагаевых "Вселенское в человеке" КУПИТЬ КНИГУ
Авторы
Гагаев Андрей Александрович — д-р филос. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ по проблемам теории познания, истории и теории культуры;
Гагаев Павел Александрович — д-р педагог. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ по проблемам истории и философии отечественного образования, теории текста как культурно-исторического феномена. Почётный работник высшего образования РФ.
КУПИТЬ КНИГУ "Вселенское в человеке"
Другие публикации канала
ЗАЧЕМ РЕФЛЕКСИЯ ЧЕЛОВЕКУ