Что произойдет, если самолет больше не нужен или не годен к эксплуатации? В мусорный ящик его не выбросишь. Что же происходит с самолетами на пенсии?
Авиакомпании могут размещать вышедшие из эксплуатации самолеты в музеях авиации под открытым небом, таких как знаменитый музей техники в Зинсхайме ("гвозди" программы - "Конкорд" и Ту-144 Туполева), но большинство таких самолетов после выхода на пенсию оказываются на "кладбищах". Тысячи самолетов, например, хранятся на огромных кладбищах, усеивающих пустыни юго-запада Соединенных Штатов.
Самое большое кладбище самолетов в мире
Если вам доведется ехать в Аризоне по Саут-Колб-роуд в Тусоне, вы сможете заметить, что жилые дома вскоре уступают место чему-то гораздо более странному: множество рядов самолетов, размером от массивных грузовых лифтов до тяжелых бомбардировщиков, вытянулись неподвижно, загорая под палящим солнцем пустыни.
Это крупнейший в мире объект по хранению и консервации самолетов, называемый 309-й группой аэрокосмического обслуживания и регенерации (309-й AMARG), часто известный как Кладбище, которое находится на базе ВВС в Дэвис-Монтане.
Расположенное примерно на 2600 акрах (10,5 квадратных километров), это место является домом для почти 4 000 самолетов и 13 аэрокосмических аппаратов Военно-воздушных сил Соединенных Штатов, армии, береговой охраны, Военно-морского флота, Корпуса морской пехоты и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), согласно данным Airplane Boneyards.
Хотя в нем находятся различные типы самолетов, основная часть сохранившихся самолетов в Дэвис-Монтане принадлежит военной авиации.
В то время, как некоторые из них кажутся совершенно новыми, другие покрыты защитными чехлами, защищающими от песка и пыли. Не всем самолетам посчастливилось пережить выход на пенсию в целости и сохранности, так как в ангарах некоторые самолеты были превращены в коробки с запасными частями, готовые к отправке в разные места по всему миру, чтобы стать частями других самолетов и снова подняться в небо.
Почему Аризона?
Хотя Дэвис-Монтана - не единственное в мире кладбище самолетов, оно, безусловно, самое большое, поэтому вы, возможно, задумываетесь, почему хранилище такого масштаба расположено в Тусоне.
Для этого есть несколько причин.
- Первостепенная причина - климатические условия Аризоны с ее сухой жарой и низкой влажностью. А значит, самолетам требуется больше времени для ржавления и разрушения, что делает их менее подверженными коррозии и облегчает поддержание их в надлежащем рабочем состоянии.
- Кроме того, пустыни предлагают большое количество места по доступной цене, что означает, что те, кто заинтересован в их обслуживании, экономят много денег.
- Геология пустыни с ее щелочной почвой позволяет предотвратить погружение самолетов в землю. Таким образом, самолеты можно парковать в пустыне без дорогостоящих новых парковочных пандусов.
Хотя пустыня похожа на дом престарелых в авиации, некоторые из летных дней самолетов - еще впереди. Если самолет должен снова взлететь, за ним присматривают на складе технические специалисты, которые следят за тем, чтобы все входы в самолет были запечатаны, чтобы не допустить попадания грязи, пыли и диких животных. Они регулярно эксплуатируют двигатели и другое оборудование, чтобы убедиться, что все работает бесперебойно.
Кстати, если вам интересно лично увидеть аризонское кладбище самолетов - вам повезло. До кладбища можно добраться с помощью автобусной экскурсии.
Кладбища самолётов в России
Что касается российских "кладбищ самолетов", то самым известным было кладбище на Ходынском поле, где в начале 1900х годов был построен аэродром. В 2003 году, когда из аэродрома взлетел последний самолет, планировалось устроить «Музей авиации на Ходынском поле». Но, не сложилось, и часть экспонатов была сдана в металлолом. Сейчас здесь находится парк.
Другое известное российское кладбище самолетов находится в Казани. Найти его достаточно просто. На аэропортовом кольце свернуть не налево (к терминалам), а направо. Через 200 метров покажется то самое место, где умирают самолёты. С них сняты все ценные детали, остались только фюзеляжи. Зато, любой желающий может посмотреть и даже залезть внутрь.
Кладбище самолётов в Ульяновске превратилось в музей истории гражданской авиации. В самолёты можно зайти, посидеть в кабине пилотов и представить себя капитаном воздушного судна.
В Домодедово тоже есть уголок, где находятся отслужившие самолёты. Площадка находится прямо на поле, возле терминала Домодедово. Их можно рассмотреть во время взлёта или посадки. Хотя авиалайнеры видны и из окон терминала московского аэропорта.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Возможно, Вас заинтересуют другие наши статьи:
Топ-20 фактов о самолётах
Человеческий фактор в авиации