Отношение к крещению стало причиной разделения среди тех, кто заявляет о своей приверженности Иисусу. Обычно христиане едины в своем убеждении, что крещение есть заповедь, но расходятся почти во всех других аспектах этого вопроса. Три аспекта, вызвавшие эти разногласия, - как должно осуществляться крещение, кого надо крестить и какова цель крещения. Давайте посмотрим, что говорит Библия о каждом из них.
КАК ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ КРЕЩЕНИЕ?
Почти все согласны с тем, что Богу угодно крещение погружением в воду; спор возникает вокруг того, принимает ли Бог окропление и обливание водой вместо погружения.
Во всех вопросах, касающихся Бога, мы должны следовать путем, не оставляющим никаких сомнений. Слово “крестить” во всех контекстах указывает на погружение, а не на окропление или обливание.
Хотя светские словари пишут, что крестить - значит “окроплять, обливать или погружать”, тем не менее, говоря о происхождении этого слова, многие из них отмечают, что греческое слово баптидзо (в русском переводе “крестить”), означало “погружать (в воду)”, “окунать”, “нырять”.
“Первоначально, - пишет М. Шеперд мл.,- крещение осуществлялось путем погружения всего тела в воду, но со II века широкое распространение получил такой способ крещения, как обливание”. “Обычным способом крещения в древности было погружение, о чем свидетельствуют древние баптистерии [купели]” (Мортимер).
Цель этого способа ясна. По словам Андерса Найгрена, “когда крещаемый погружается в воду, это символизирует «погребение со Христом»; а когда он поднимается из воды, это символизирует воскресение «со Христом»”.
Относительно Рим. 6:4 Э. Гаррисон пишет: “Очевидно, в погружении тела в воды крещения, [Павел] видит погребение, хоть и кратковременное, со Христом”.
Дж. Лайтфут комментирует: “Как справедливо отмечает проф. Б. Джоэт, Апостол пишет «погреблись» вместо «умерли», чтобы вызвать в памяти образ погружения - параллелизм, который исчезает в нашей современной практике крещения окроплением [обрызгиванием]”.
Мартин Лютер писал: “Слово крещение [англ. baptism] - греческого происхождения; на латынь его можно перевести как MERSIO: когда мы погружаем что-либо в воду так, чтобы оно было полностью покрыто водой. И хотя этот обычай большинством упразднен (поскольку дети не погружаются в воду полностью, а лишь окропляются небольшим количеством воды), тем не менее нужно полностью погружать в воду и тут же поднимать из воды, потому что именно этого, как представляется, требует этимология слова”.
Также и контексты, в которых встречается слово “крестить” в Библии, указывают на то, что его значение - “погружать”:
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса...» (Мк. 1:9, 10).
«А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды» (Ин 3:23).
«...и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды...» (Деян. 8:38, 39).
«Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть...» (Рим. 6:4).
«Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли...» (Кол. 2:12).
КТО КРЕСТИЛСЯ?
Крестились мужчины и женщины, которые могли сознательно посвятить себя Иисусу. Это и другие требования к крещению указывают на то, что крещение предназначено лишь для тех, кто в силу своего возраста понимает, что делает.
Библия утверждает, что креститься могут те, кто (1) услышал евангелие (Мк. 16:15), (2) уверовал в евангелие (Мк. 16:16) и (3) покаялся (Деян. 2:38). Крестились мужчины и женщины (Деян. 8:12), о которых сказано, что они (1) услышали проповедь евангелия (Деян. 8:12; 18:8), (2) восприняли слово и уверовали в него (Деян. 2:41; 8:12; 16:33, 34; 18:8). Это были те, кто по своей вере в Божью силу (Кол. 2:12) повиновался от сердца (Рим. 6:17, 18), оставив прежнюю жизнь и начав новую, в которой они становились верными последователями Иисуса (Рим. 6:4-7).
Младенцы не могут понимать духовной стороны крещения, равно как и давать в сердце обещание преданности, требуемое при крещении. Крещение - для тех, кто был наставлен, уверовал в Иисуса и решил изменить свою жизнь, чтобы верно служить Иисусу.
Небесное царство составлено из тех, кто подобен малым детям (Мф. 19:14). Дети не рождаются грешниками, наследуя грех Адама, и природа их не испорчена, как учат некоторые символы веры.
Бог не говорил, что человек стал испорченным и грешным после того, как Адам и Ева вкусили от дерева познания добра и зла. Напротив, Он сказал: “Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло” (Быт. 3:22). Наказанием было отделение от дерева жизни - для них и для всех последующих поколений. В Адаме все мы умираем физически (1 Кор. 15:22), но в духовной сфере каждый из нас отвечает за свое духовное состояние. Основанием суда над нами будут наши дела при жизни в теле (2 Кор. 5:10), а не дела Адама.
КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ КРЕЩЕНИЯ?
Иоанново крещение и прощение
Задачей Иоанна было подготовить людей к приходу Мессии (Мф. 3:3). С этой целью он не только проповедовал, но и приводил людей к крещению. Он помогал им осознать, что ученичество требует преданности.
Он подготавливал их умы к пониманию необходимости крещения для прощения грехов. В Мк. 1:4 и Лк. 3:3 говорится, что Иоанн проповедовал “крещение покаяния для прощения грехов”. Люди приходили креститься от Иоанна, исповедуя свои грехи (Мф. 3:6) в надежде получить прощение.
“Для прощения грехов”
Прощение во имя Иисуса впервые начало проповедоваться в Иерусалиме после Его смерти и воскресения (Лк. 24:46, 47). О прощении говорится и до того, но не о прощении во имя Его. Петр был первым, кто проповедовал прощение во имя Иисуса. Тем, чьи души содрогнулись от того факта, что они распяли Господа и Христа, он сказал: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов” (Деян. 2:38). Эта весть, проповеданная им в Иерусалиме, адресована всем народам (Лк. 24:47).
Фразу “для прощения грехов” мы встречаем в Мф. 26:28 (ее аналог - “во оставление грехов”), Мк. 1:4 и Лк. 3:3; 24:47. Ни один серьезный верующий не скажет, что кровь Иисуса была пролита, потому что наши грехи уже были прощены (Мф. 26:28), или что мы должны покаяться, потому что наши грехи уже прощены (Лк. 24:47). Зачем тогда утверждать, что та же фраза означает нечто иное, нежели “чтобы простились грехи” в Деян. 2:38? Некоторые рукописи вместо “для прощения грехов” в Лк. 24:47 содержат “и прощения грехов”. Однако союз “и” (греч. кай) по современным данным имеет меньшую рукописную достоверность, чем предлог “для” (греч. эйс), что отражено в последних публикациях Объединенных библейских обществ и в самом последнем издании Нового Завета на греческом языке Нестле-Аланда.
Покаяние и крещение, объединенные союзом “и” в Деян. 2:38, служат одной цели - “прощению грехов”. Главная причина, по которой некоторые пытаются переиначить слова Петра, - нежелание верить, что крещение необходимо для спасения. Самое естественное истолкование эйс в этом тексте - “чтобы получить”, как этот предлог и понимается в других местах Нового Завета.
Предлог “для” во фразе “для прощения” (как он употреблен в Мк. 1:4; Лк. 3:3; Деян. 2:38) - по-гречески эйс. Относительно употребления эйс в Рим. 6:3 Дж. Лайтфут пишет: “Этот предлог передает понятие включения во что-то”; и далее: “...в Мк. 1:4 эйс афесин хармартион [“для прощения грехов”] значение союза... указывает на цель и результат крещения”.
Чарльз Ходж утверждает, что эйс в Мк. 1:4 означает “чтобы получить прощение грехов”.
Дуглас Моо пишет: “Во всех остальных случаях употребления эйс после баптидзо в Новом Завете имеет либо узко-физический смысл (Мк. 1:9 [«в Иордане»]), либо указывает на цель/результат (Мф. 3:11 и Деян. 2:38 [прощение грехов])...”
Некоторые заявляют, что принимающему крещение не нужно понимать цели своего крещения. Они говорят, что, если человек крестится, чтобы повиноваться Богу, неважно, понимает он цель крещения или нет: он все равно будет прощен. Мол, прощение - это Божье дело, а дело человека - креститься. Эта точка зрения не учитывает того факта, что цель крещения - тоже дело человека.
Если муж обидел жену, и она говорит: “Я прощу тебя, если ты подаришь мне семь алых роз”, - то он может подарить ей розы, чтобы она его простила. Он сделает это, чтобы с намерением или с целью получить прощение. Прощение будет ее делом, но преподнесение роз, чтобы получить прощение, - это его дело.
На это можно услышать следующее возражение: если не обязательно понимать то, что при крещении дается Святой Дух, тогда не обязательно понимать и то, что целью крещения является прощение. Крещение нужно для прощения грехов. Святой Дух дается тем, кому в момент крещения прощаются грехи. Поскольку крещение имеет своей целью прощение грехов, то мы должны эту цель понимать. А вот дар Святого Духа можно и не понимать, потому что крестятся не для получения Святого Духа.
Обиженная жена может сказать: “Чтобы я тебя простила, подари мне семь роз, и я поцелую тебя”. Муж может преподнести ей розы, чтобы она простила его, а потом получить поцелуй в знак того, что он уже прощен. Мы должны креститься, чтобы получить прощение, а затем мы получаем Святого Духа в знак того, что прощены.
В день Пятидесятницы Петр велел иудеям покаяться и креститься, чтобы простились их грехи, после чего они должны были получить в дар Святого Духа.
Крещение Иисуса
Некоторые учат, что Иисус, наш пример для подражания, во время крещения был безгрешным, и поэтому при крещении мы должны быть уже прощенными и безгрешными.
Иисус является нашим примером в том, что мы должны совершать свое поприще, не отводя от Него взора (Евр. 12:2). Мы должны поступать так, как поступал Он, иметь те же чувствования, какие имел Он, и подражать Павлу, как он подражал Христу (1 Ин. 2:6; Фил. 2:5; 1 Кор. 11:1). Петр писал, что Иисус является нашим примером в страдании за праведность (1 Пет. 2:21). Как Иисус положил Свою душу, так и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3:16).
Если Иисус является нашим примером, означает ли это, что мы должны делать все то, что делал Он, и с той же целью? Следующие принципы помогут нам в нашем стремлении следовать примеру Иисуса.
Во-первых, кое-что из того, что делал Иисус, было несущественным и не обязательно должно служить образцом для подражания. Он решил не жениться. У Него не было ни детей, ни дома (Лк. 9:58). Он крестился и начал проповедовать в тридцать лет и избрал двенадцать апостолов, чтобы они были Его представителями (Лк. 3:21-24; 6:13). Он Сам не зарабатывал на Себя, а получал материальную поддержку от других, чтобы больше времени уделять наставлению (Лк. 8:3).
Во-вторых, кое-что из того, что Он делал, является примером в принципе, но не является для нас обязательным требованием. Он был обрезан в соответствии с Моисеевым законом (Лк. 2:21), но от нас этого не требуется (Гал. 6:15). После Своего крещения Он сорок дней постился, после чего начал Свое служение (Мф. 4:2). Он проповедовал в синагогах по субботам (Лк. 4:16, 31, 44; 6:6), соблюдал иудейскую Пасху (Лк. 22:15, 16) и учил иудеев приносить кровавые жертвы и исполнять ветхозаветные заповеди (Мф. 19:17; Лк, 5:14; 17:14). Он подчинялся Моисееву закону, при котором родился, в качестве примера того, как мы должны подчиняться Божьей воле в отношении нас (Гал. 4:4). Иисус все это исполнял, но мы не обязаны это делать сегодня (Гал. 3:24, 25; Евр. 7:12, 19; 10:9).
В-третьих, есть некоторые вещи, которые мы должны исполнять в принципе, но не следовать им в точности. Иисус заплатил пошлину монетой, которую Петр извлек изо рта рыбы (Мф. 17:24-27). Мы должны платить налоги (Рим. 13:6), но не деньгами из рыбьего рта. Он омыл ноги ученикам для примера смиренного служения (Ин. 13:5-15), которому Его ученики должны были следовать в принципе, но не обязательно повторяя его в точности.
В-четвертых, некоторое из того, что Он исполнял, нужно делать, но с другой целью. Иисус вкусил Господню вечерю в качестве примера, но не с целью воспоминания о Себе Самом (1 Кор. 11:23-25). Он показал нам, что мы должны полагать свои души за других (1 Пет. 2:21; 1 Ин. 3:16). Мы можем умереть за других, но не с той целью, с которой Иисус пролил Свою кровь (Мф. 26:28).
Мы должны креститься, но не с той целью, с которой крестился Иисус. Он принял Иоанново крещение. Иоанн проповедовал крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1:4; Лк. 3:3). Приходившие креститься от него исповедовали свои грехи (Мф. 3:6), и это указывало на то, что они искали прощения, которое проповедовал Иоанн. Иисус крестился, но не как раскаявшийся грешник для прощения грехов, подобно всем тем, кто приходил креститься от Иоанна.
Иисус не может быть для нас абсолютным примером в крещении, ибо Он не согрешил, а значит, не мог покаяться в Своих грехах. Иисус крестился, чтобы “исполнить всякую правду”. Крещение Иисуса - не наше крещение. Он крестился от Иоанна. Если сегодня мы будем, как Иисус, креститься Иоанновым крещением, то нам придется креститься заново (см. Деян. 19:1-5).
Целью крещения Иисуса было “исполнить всякую правду” (Мф. 3:15). Он один мог креститься с этой целью. Он понимал цель Своего крещения, как мы должны понимать цель нашего. Его крещение является примером того, что мы должны делать, но не примером того, для чего мы должны креститься. Поскольку Он творил только праведные дела и не имел греха, Он мог креститься для исполнения всей правды. В противоположность Ему мы - грешники, которые должны креститься, чтобы стать праведными. В некоторых вещах Иисус является примером того, что мы должны делать, но не примером того, зачем мы должны это делать.
В-пятых, в некоторых делах Иисус является нашим примером в принципе, исполнении и цели. Возьмите Его любовь, служение, сострадание и самоотдачу (Рим. 15:2, 3). В этом мы должны следовать Ему полностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы должны понимать, что целью крещения является прощение грехов. Иисус заповедал его, Петр и другие апостолы проповедовали его, а мы должны ему повиноваться.
В книге Триумф христианства о крещении коротко сказано: “Одним из наиболее волнующих обрядов, исполнявшихся самыми первыми христианами, было крещение. Его цель состояла в омовении от всей нечистоты, причиненной грехом, и, тем самым, в подготовке посвящаемого к новой жизни. В своей основе эта церемония требовала исповедания кандидатом веры, за чем следовало полное погружение в воду во имя Иисуса Христа”.
#крещение #таинство крещения #христианство #религия