1 сентября легендарный Московский художественный академический театр имени Горького открывает новый сезон спектаклем «Лавр». Это логично - премьеру «Лавра» многие критики назвали главным событием сезона минувшего. Чем будет дальше удивлять и увлекать публику МХАТ?
Какие пьесы уже в работе, а что ещё только запланировано? Почему художественный руководитель МХАТа имени Горького Эдуард Бояков говорит, что ни один московский театр не решится представить такую афишу, как у мхатовцев?
Наверное, многие даже не связанные с театром люди знают, что «Лавр» - это инсценировка романа Евгения Водолазкина – филолога, глубоко знающего русское Средневековье, эпоху, когда всё дальше расходились пути Руси и Западной Европы. Побывав на премьере, автор назвал постановку грандиозной:
«У меня текли слезы. Это совершенно удивительно: высшее искусство, когда актеры не играют, а живут на сцене».
Разделяют ли чувства автора другие зрители? На форумах, где большинство оставляющих отзывы - анонимы, можно прочесть, что угодно: и «Великолепный спектакль!», и тут же рядом – «Больно видеть деградацию искусства». А что говорят люди, отвечающие репутацией за свои слова?
«Спектакль во МХАТе получился отличный - веселый, молодой, энергичный, изобретательный без издевательства над здравым смыслом».
Ольга Погодина-Кузьмина, писатель, драматург
«Спектакль - житие, рассказ о том, как человек приходит к вере, о пути к святости. Удивительном пути - жестоком, жертвенном, благостном. Музыка спектакля уносит в иное измерение, звучит как пульс, как мантра».
Ольга Кабо, актриса
Театральный обозреватель газеты «КоммерсантЪ» оценивает масштаб сверхзадачи, которую поставили перед собой создатели спектакля. И признаёт – такого на российской сцене не делал ещё никто:
«Эдуард Бояков и его постановочная группа стремятся повторить в театре то, что у Водолазкина получилось в литературе, - сделать национально-консервативное увлекательным бестселлером».
Удалось или нет? Для корреспондента «Комсомольской правды» ответ очевиден:
«Житие, поставленное на сцене, три с половиной часа держит внимание даже неподготовленного зрителя! Это ли не круто, это ли не чудо».
Можно не сомневаться: на «Лавре» по-прежнему будет аншлаг. А какие премьеры зритель увидит в новом сезоне?
Идёт работа над спектаклем по пьесе Наталии Мошиной «Розовое платье». Перекличка с чеховскими «Тремя сёстрами» побуждает по-новому взглянуть на эту историю. Режиссёр Галина Полищук выведет на сцену «Женщин Есенина». Инсценировку по книге Захара Прилепина написала Елена Исаева, одна из круга мхатовских драматургов.
В ближайшее время начнутся читки пьесы «Хлорофилия», в основе которой лежит роман Андрея Рубанова. Это антиутопия, действие происходит в Москве во второй половине двадцать второго века, но многие приметы этого не светлого будущего мы видим уже сегодня.
В новом сезоне, безусловно, есть место классике. Над шекспировскими «Ромео и Джульеттой» работает Рената Сотириади, а мольеровского «Скупого» поставит Александр Дмитриев.
Один из самых ожидаемых спектаклей – «Песочный человек» по мотивам сказки Гофмана. Художником-постановщиком будет Михаил Шемякин, он же вместе с Эдуардом Бояковым пишет либретто.
О других проектах расскажу чуть позже. Очевидно, что репертуар нового сезона отражает программу, которую выдвинуло руководство – соединить классическое с актуальным, отвечать на вызовы эпохи и стать действительно национальным театром.