Продолжение здесь
Официальная версия такова:
"28 ноября 1973 года капитан Геннадий Елисеев, пилотируя истребитель МиГ-21СМ, таранил, почти над Тбилиси, нарушителя советской границы – самолёт иранских ВВС RF-4C Phantom II. Пилотировавшие «Фантом» майор иранских ВВС Шокухния и полковник ВВС США Джон Саундерс катапультировались, были задержаны пограничниками и спустя 16 дней переданы иранской стороне. Капитан Геннадий Елисеев погиб. Самолёт после тарана врезался в гору, произошло это в 13:15. Через 12 дней ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. (Спустя восемь лет, 27 января 1982 года, в воздушном бою во время ирано-иракской войны погибнет и иранский пилот)".
Есть еще такие данные:"Единственный известный автору случай использования МиГ-21СМ в воздушном бою произошел 28 ноября 1973 года. В тот день, вылетевший по тревоге заместитель командира эскадрильи капитан Геннадий Николаевич Елисеев уничтожил турецкий военный самолет. Обстоятельства сложились так, что самолет-нарушитель уходил в сторону границы, и времени на применение оружия не было. Оставался лишь один, проверенный еще в Первую мировую, русский способ пресечения полета иностранца - таран. 14 декабря капитану Г.Н. Елисееву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, но подробности об этом подвиге страна узнала почти двадцать лет спустя".
Турецкий или персидский? Точно ли над Тбилиси? Данные сходятся только по личности пилота:
Геннадий Николаевич Елисеев родился в Сталинграде 26 декабря 1937 года, в семье рабочего. После окончания в 1955 году средней школы поступил в Батайское военное авиационное училище лётчиков имени А. К. Серова, которое окончил в 1959 году. Последнее место службы – Закавказский военный округ (ЗакВО), гарнизон Вазиани, что примерно в 20 км от Тбилиси. Последняя должность – заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 283-й истребительной авиационной дивизии 34-й воздушной армии.
Описания событий дают самые разные данные. Вроде бы было так: "Для перехвата цели в воздух оперативно были подняты два самолёта 15-го корпуса ПВО, а для их подстраховки с аэродрома Вазиани был поднят МиГ 21СМ 34-й воздушной армии ЗакВО, пилотируемый капитаном Елисеевым. Пункт наведения, просчитав, что истребитель Елисеева ближе к цели, отдал приказ: «Цель уничтожить!» Это можно было сделать двумя способами: на вооружении МиГ 21СМ были четыре управляемые ракеты класса «воздух–воздух» средней дальности Р3Р (дальность полёта от 1,5 до 8 км, скорость 550 метров в секунду, время полёта 21 секунда, боевая часть 11,3 кг, неконтактный радиовзрыватель должен обеспечить подрыв, если ракета проходит ближе 30 метров от цели) и встроенная пушка ГШ 23Л – боекомплект 200 снарядов. «Пуск первый!» – доложил Елисеев, сделав первый парный залп. Дальше тишина. Спустя время последовал новый доклад: «Пуск второй!» Пошла вторая пара Р3Р. И вновь тишина: промах. Существует версия, что ракеты прошли мимо, потому что «Фантом» отстрелил тепловые ловушки, но это сомнительно: отстрел тепловых ловушек обязательно был бы зафиксирован. Скорее проблема в самой ракете и её системе наведения на цель: Р3 первых модификаций, целиком скопированная с американской ракеты AIM 9 Sidewinder, ввиду специфических особенностей советской электроники, отличалась капризностью, не особой надёжностью, частыми промахами и отказами. Затем капитан получает приказ с земли: идти на таран, хладнокровно ответив: «Есть на таран!»"
Пишут, что: "До сих пор непонятно, почему лётчик не воспользовался пушкой своего самолёта. По одной из версий, он всё же пытался стрелять, но после первой очереди пушку заклинило. За что якобы потом были посажены техники самолёта и эскадрильи, а также все, кто отвечал за вооружение. Однако никаких подтверждений этого нет. Правда, есть версия, что применять пушку было рискованно, поскольку нарушитель был уже совсем рядом с границей, а стрельба, мол, не гарантировала поражение «Фантома»".
Самолет вторгся в наше небо не в районе Грузии. Судьба сложилась так, что вела самолет рота РЛС в Азербайджанском высокогорье, а в этой роте служил отец мой (он был лейтенантом-"двухгодичником", командиром РЛС в районе д. Алты-Агач). Именно эта рота вела ИРАНСКИЙ RF-4C Phantom II. Он слышал переговоры. Самолет Елисеева не должен был перехватывать эту цель, он вылетел для КОНТРОЛЯ перехвата, но пара перехватчиков не смогла выйти на цель.
Судя по переговорам самолет Елисеева имел всего ДВЕ ракеты. Я отлично знаю, что, МиГ-21СМ МОГ иметь 4 ракеты и 20-мм пушку, но... В записи были слова: «Пуск первый!», «Пуск второй!», потом идут слова "Я пуст!". Или это был не Миг-21СМ, а обычный 21-й или "контрольный" самолет не был снаряжен, не знаю, не обладаю информацией. Важно другое.
Через секунду в динамиках раздалось: "Разрешите таран!" (Отец, слышавший переговоры, четко говорит о том, что Елисеев САМ попросил разрешения на таран). Тишина. Потом повторно: "Прошу разрешения на таран!". "Земля" молчала. Решение приняло не "начальство", а, капитан на аэродроме. Дрожащим голосом (на записи было хорошо слышно, как дрожит голос) офицер произнес "Таран разрешаю!"
Дальше было то, что знают все. Вот таких людей рождала наша земля...