Всем Доброго Аудиофильского!
Сегодня у нас продолжение начала начала начала(орфография верна) большого цикла статей посвященный поиску точного звука. Вернее как. Есть отдельный цикл про инженерные дела. А есть цикл из серии практикум. Так вот тут у нас как раз практикум. Смотрим, а что же и как было в реальности.
Сегодня у нас столкновение крутышей. Крутой катушечный магнитфон Электроника ТА1-003 будет бодаться с не менее крутым Grundig TS 1000.
1. Электроника ТА1-003.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/elektronika_ta1_003.html
Ну про нее мы все знаем. Высший класс согласно нормативам СССР.
АЧХ на 19й скорости 31 - 22 кГц.
Детонация 0.08 на прямотоке.
Есть реверс.
На звук здесь серьезное стремление к достоверности звучания. Есть небольшая стеклянность на верхней середине. А в остальном не придраться. Все серьезно.
Природа стеклянности, как бы это странно ни звучало, а в попытке удешевить конструкцию.
Вместо 4х одноканальных усилителей воспроизведения с коммутацией уже на выходе из них, влепили 2 усилителя каждый из которых работает с сигналом с обеих головок, да плюс коммутацию наворотили. Она сразу после предусиления сигнала с головок. Разве что предусилители все таки на каждую головку свой. По 3 транзистора.
А вот дальше сплошные шалости. Цепи коррекции АЧХ под разные скорости движения ленты управляются логическими микросхемами. Там ведь как. Логическая единица это 5 вольт, а вот логический ноль это посадка шины на массу.
Вот эту массу и коммутируют. Скорее всего артефакты возникают именно здесь. Дальше такой же логической микрухой управляются полевые транзисторы, что просаживают выход с одной из головок на землю.
Ну а дальше операционный усилитель.
В общем не простая схема. Но в 1979м году нужно было двигать прогресс. Причем у СССР ведь была репутация компьюерно-космической державы в те времена. А потому логические микрухи тыкать в Аудиотехнику было нормальным.
Это была поступь прогресса.
2. Grundig TS 1000
фото отсюда http://www.grundiglove.org/ts-1000-hifi/
Согласно внутренней регламентации бренда аппарат относится к классу Super Hi-Fi.
Требования этого стандарта на самом деле жестче, чем Высший Класс в СССР.
Минимальный частотный диапазон 20 - 20 кГц, а детонация 0.08%.
В СССР Олимп 003, да и Электроника 004 имели детонацию в 0.1 процента.
Но данный Грюндиг он выдавая АЧХ 20 - 20 кГц, детонацию в 0.05 держит.
При этом выпущен от в 1976м.
Являет собой магнитофон полный. С усилителем на борту. 10 Ватт на канал.
Умеет 3 скорости движения лентны. 4, 9 и 19.
Умеет 2х и 4х дорожечную запись воспроизводить. На борту 4 головки. 4х дорожечная стирающая, 4х дорожечная записыващая, 4х дорожечная воспроизводящая и 2х дорожечная воспроизводящая. Все головки 2х канальные.
Есть куча всяких обработок звука. Эффект эхо с регулируемой громкостью.
Есть режим перемотки к значению счетчика. Зачение выбирается в ручную Вы крутите колесики как на чемодане. А он потом на этом значении уже колесики счетчика остановит.
Есть режим ручной подстройки скорости. Причем отдельным положением на крутилке выбора скорости.
Крутилка судя по всему навороченная. Потому, что на ней же и выбор кривой АЧХ и для записи и для воспроизведения.
Сигнал с головок здесь в отличие от Электроники предусиливается только 2мя транзиторами на один канал головки вместо 3х. Зато плата предусилителя находится рядом с головками. А не как на Элке одна на весь процесс внизу корпуса.
Здесь пред рядом с головками. Дальше сигнал поступает на модуль коммутации, где целая батарея биполярных транзисторов сажает сигнал на массу. Тут сразу и коммутация сигналов с головок, и коммутация сигнала сквозного канала. А на выходе еще и полевик, что приглушает звук во время перемотки. Там вообще сигнал на проход через транзистор, по принципу твердотельного реле.
Дальше следует модуль шумоподавителя. На Элке он работает уже с готовым линейным сигналом, а здесь на промежуточном.
Причем сильно промежуточном. Ведь после него еще дополнительное усиление на 3х транзисторах, в цепях ООС которых делается коррекция АЧХ.
Зато цепи АЧХ не боятся длинных проводов. Плата коммутации вынесена к переключателю скоростей. Где происходит механическая коммутация земли, галетным переключателем-крутилкой.
В общем сказать, что тут все педантично я не могу.
С одной стороны вынесли пред-усилитель к головкам, с другой огород с коммутацией сигналов, усугубленный механической коммутацией цепей коррекции.
На звук здесь явное усиление объема и упругости в басу. Ощутимое улучшение(увеличение) динамики на СЧ. Да и на ВЧ все бодрее, чем на исходнике.
Зато при этом все огрехи элементой и конструкционной базы не слышны. Слышен бодрый динамичный звук с упругим басом, бодрой серединой, и детальным верхом.
Но правда ведь очевидна. Мы имеем явное маскирование артефактов звучания Аудифильскими средствами. А о точности копии с катушки на катушку тут речи не идет. По этому параметру Электроника ТА1-003 значительно лучше.
А вот на слух это Грюндиг куда как приятнее. Вопрос, что делать с техникой?
Я неоднократно заявляю, что магнитофон может быть использован для записей не только музыки, но и научных процессов. А значит должен обеспечивать максимальную точность, как фиксации, так и создания резервной копии. Или копии, чтобы коллегам отправить по почте.
И с этой стороны Грюндиг при всей его красоте звучания, а более того еще и технологическом прорыве. На тот момент когда он вышел в 1976м году, он оказался впереди Акая по достижениям рентабельной магнитной звуко-записи. Но все таки при всех достижениях, и рентабельностях, он уступает Электронике по части точности.
Хотя тут нужно помнить, что электроника 1979го года. А Грюндиг 1976го. Может за эти 3 года что-то изменилось в элеметной базе, что позволило отказаться от максировки артефактов, и получить почти не заметные посторонние призвуки? А Грюндиг по другому еще просто не мог?
Но об этом поговорим в других частях цикла.
Спасибо, что дочитали.
фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье
П.С. Заметили как странно вышло? В прошлой статье в цикле техника из СССР была Аудиофильской. А здесь наоборот.