Новая волна режиссеров Германии наследовала 90-м годам, которые отличало засилье коммерческого кино и развлекательных проектов. Разумеется, зачастую неплохого качества, но развитие кино как буд-то прекратилось. Режиссер конструировал содержание, как демиург, игра актеров напоминала театральную и неестественную, германское кино превращалось в плохой филиал американского.
Но вдруг-не вдруг из берлинской киношколы вышла группа авторов, которых не устраивала подобная ситуация. Первый и наиболее известный из них, кого мы рассмотрим - Кристиан Петцольд. Предельно кратко рассмотрим его творчество.
Он взлетел с фильмом "Внутренняя безопасность"(2000), который отличался от его последующих. Петцольд что называется взял быка за рога и описал разложение террористических группировок в Германии. В центре внимания - переживания юной героини, дочери террористов, которые разьезжают по всей стране и по всей Европе в поисках пристанища. По сути оторванные от социальной среды они превратились не просто в маргиналов, но обыкновенных преступников, при этом сохраняя внутреннюю убежденность, храбрость и даже человеческую цельность. Этот жуткий когнитивный диссонанс Петцольд сумел передать очень удачно, благодаря сжатости всех сцен, быстрому изложению без ненужного лиризма и нахождению правильной дистанции от происходящего. Он никого не судит, он показывает, насколько это возможно, разворот человеческих судеб от угасания к развязке. Это качество - не суди - станет ключевым для характеристики всей берлинской школы.
Но бурные исторические события тяготят представителей этого направления в кино. Петцольду нужна скорее камерная драма, чем историко-героическое полотно. И он ставит фильм "Мертвый человек" (2001), первый с Ниной Хосс. Разломы, глубину и трагизм он видит скорее в каждом отдельном человеке, нежели в больших событиях. Этот фильм (к сожалению только в субтитрах) бесполезно пересказывать. Встреча мужчины и женщины в бассейне развивается как обыкновенная драма, в голову не может прийти, что на горизонте триллер. Это очень сдержанный фильм, режиссер подчеркнуто сохраняет дистанцию от происходящего. Здесь нет плохих и хороших, но замкнутые судьбы, как герметичные сосуды, ударяют и разбивают друг друга. И вся эта атмосфера перенапряженной сдержанности неизбежно отсылает к великолепному экспрессионизму кино Германии 1920-х гг.
Последовавший затем "Вольфсбург"(2003) смотрится по своему более зрелищно. Очень ясный сюжет, плавное развитие событий. Отличная демонстрация не-французского кино (которое прекрасно по своему): долгие планы, медленно-средний темп, спокойная, как правило неподвижная, камера. Нина Хосс растет вместе со своим метром, она здесь уже звезда. Фильм с герметичными героями готов взорваться в любой момент. Петцольд умеет поддерживать нечто исчезающее в современном мировом кино - настоящий внутренний саспенс. И в этом он мастер драмы скорее, чем триллера. В первых кадрах герой случайно сбивает парня на велосипеде. Тот умирает, а его мать ищет улики, ведущие к убийце. Но глядя это плавное и затягивающее кино меньше всего думаешь, что это кино жанровое. Жизнь вот такая и есть по своей внутренней правде.
Фильм "Призраки" (2005) посвящен девочкам подросткового возраста. Одна из них хочет найти свою мать, которая отказалась от нее в младенчестве. В картине также есть героиня, которая ищет своего ребенка, которого потеряла когда-то. Эти две линии пытаются сойтись в одну, подчеркивая одиночество и замкнутость обеих героинь. Автор демонстрирует те же качества, что и прежде, даже более выразительно. Связи разорваны, люди потеряны и сталкиваются друг с другом, как слепые котята.
Затем автор ставит фильм "Йелла" (2007) снова с Ниной Хосс. Уйдя от мужа женщина пытается вырваться из провинции, найти свое место в большом городе и бизнесе. В паре с Хосс работает Девид Штрисов, любимец режиссеров берлинской школы. Эта пара помогает Петцольду сделать возможно самый удачный его фильм. Режиссер наблюдает, как буд-то ни во что не вмешивается, медленно разворачивает внутренно напряженный и в то же время воздушный психологический триллер с элементами мистики. Ну, мы все-таки в Германии, мы не можем вечно стоять на суше беспощадного реализма. На Берлинском кинофестивале картина получила главный приз. Характерно, что в Канны, спокойную реку мейн-стрима, Петцольда не допускают. Германцам нельзя делать такое кино, экзистенциальное, тревожное, трагичное. Режиссеры берлинской школы очень трудно находят финансирование в своей стране, по сути являясь для многих кинокомпаний персонами нон-грата. За исключением Петцольда, которого принимают за мастера жанровых картин.
Фильм "Йерихов" (2008) с Ниной Хосс завершает период расцвета Кристиана Петцольда. Расцвет не вечен. Здесь тройка главных героев - муж-турок с женой и нанятый им работник. Довольно традиционная интрига, но так как Петцольд соблюдает свои принципы саспенса и невмешательства, интрига не отпускает ни на минуту. Каждая сцена обострена внутренним конфликтом, даже немного раскалена. Автор доходит до своего предела в герметизме каждого героя, в принципе стороннего наблюдателя. Остается только сожалеть, что ранний Петцольд в прошлом. В Венеции картину не наградили ничем.
Это была первая часть фильмографии Кристиана Петцольда. Я старался обходится без оценочных суждений, но симпатию не скроешь. Приятного просмотра.