Найти тему

Как научить ребёнка видеть решение прямо в тексте задачи? За 43 года преподавания узнал ответ

Оглавление

В школе (1968-78 годы) мне очень сложно давались текстовые задачи. Нет, в смысле оценок всё было нормально, сплошные пятёрки. Но я мог изобразить решение задачи, только пока помнил образец, показанный учителем на последнем уроке.

Когда пришла пора готовиться к поступлению в вуз и решать вступительные задачи, понял, что сам не могу практически ничего.

Ведь никакого конкретного образца никто не предлагал. Надо было самому разбираться, к какому типу относится задача, и что с этим типом делать. Моя весьма посредственная память не была в состоянии удерживать столько информации. Типов было слишком много, чтобы в них как-то ориентироваться.

После того, как мне показывали «очевидный» первый шаг, дальше всё более-менее уверенно решалось. Но как выйти на этот первый шаг? Неужели, когда я вырасту большой и умный, мне тоже будет нетрудно это всё замечать? Очень хотелось верить.
После того, как мне показывали «очевидный» первый шаг, дальше всё более-менее уверенно решалось. Но как выйти на этот первый шаг? Неужели, когда я вырасту большой и умный, мне тоже будет нетрудно это всё замечать? Очень хотелось верить.

На вступительном экзамене текстовую задачу одолел чудом со страху. Но мысль о том, как же это решают преподаватели, не давала покоя. Неужели действительно всё очевидно всем, кроме меня?

Очень скоро встал вопрос, а как учить других людей решать текстовые задачи, если я сам этого толком не умею? Неужели так и придётся всю жизнь, опуская глаза, пользоваться выручалочкой «нетрудно заметить, что...»?

Пришлось разбираться, как обойтись без этой фразы. И за четыре десятка лет после школы удалось-таки разобраться.

Почему профессор математики, физики, химии, только глянув на учебную задачу, уже готов сказать ответ, или, по крайней мере, описать решение? Похоже, он видит решение прямо в тексте задачи.

-3

Решение текстовых задач сводится к работе переводчика

По сути это филологическая проблема. Надо каждую фразу задачи перевести на язык уравнений. Решить эти уравнения — дело техники.
Практика показывает, что при таком подходе с текстовыми задачами начинают справляться даже люди, которые видят себя в будущем далеко не математиками и не инженерами, а, например, филологами, переводчиками.

Более того, оказывается, освоившие такой подход к текстовым задачам вполне могут начать применять его и в геометрии, и в физике.

-4

Конечно, не всё так просто и радужно. Есть нюансы, без которых результат сходит на нет.

-5
То есть напоминающими то, что они обозначают. Например, количество деревьев в саду можно обозначить буквой d, скорость автобуса Vа.

Практика показывает, что если использовать сплошные иксы и игреки, от них начинает рябить в глазах. И очень легко запутаться. Идёт лишняя ненужная нагрузка на мозг.

Ведь мне приходится в процессе решения удерживать в голове, что такое икс и что такое игрек в данной конкретной задаче. Редкая голова такое выдерживает. Лично моя не справляется.

Зато удобные обозначения очень экономят силы и энергию. А их ведь должно хватить на всю контрольную, или на весь экзамен.

Филологический подход к решению текстовых задач позволяет полностью отказаться от фразы «нетрудно заметить, что...» Ведь я точно знаю, с чего начинать решение любой текстовой задачи, независимо от весьма условного типа, к которому её относят методисты. Необходимость делить задачи на типы отпадает полностью.

  • Задачу надо внимательно прочесть, понять условие на том языке, на котором её изложил автор.
  • Ввести удобные обозначения неизвестных величин (словарь-минимум),
  • перевести текст задачи на язык уравнений.
  • И решить эти уравнения.

Уравнения, конечно, тоже желательно уметь решать. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

Пример того, как таким образом решить задачу из ЕГЭ, рассмотрим в следующей статье.

Если статья показалась полезной, ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые публикации об образовании

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-6

Автор: Владимир Тер-Григорян, математик, физик, репетитор, автор бесплатных и платных книг по подготовке к экзаменам по математике, отработал в школе почти 30 лет, считает семейную форму образования единственно возможной на сегодняшний день.

Читайте другие статьи автора:

Для чего нужны оценки? Не поставил ни одной за 22 года работы в школе

Математика в школе: что надо знать, чтобы не учить правила

Физики, лирики и школьная программа в старших классах

Читайте статьи других авторов:

Зачем школы обидели черчение? Подскажем, где взять советские учебники по черчению