Жировнице обычный чешский городок на Высочине с населением чуть менее 3 тысячи человек. Но благодаря одному человеку, который пришел пешком из Вены, тут началось производство пуговиц и оно работает до сих пор.
Городок возник вокруг замка, заложенного в первой половине 13 века.
В середине 19 века Жировнице все еще было сельскохозяйственной деревней ничем не выделяющейся из окрестных деревень. Жители жили в основном земледелием и ткали дома на небольших станках ткани и холсты, которые продавали более крупным производителям.
В 1854 году деревня получила статус города. А в 1858 году в городе открыли текстильную фабрику. Казалось, что текстильная фабрика займет привилегированное положение в Жировнице, но никто в то время не думал, что через 5 лет все будет по-другому...
Весной 1863 года Йозеф Жампах пришел из Вены в Жировнице. Никто не знал ни его самого, ни ремесла, которому он научился в Вене. Йозеф пришел сюда не случайно. В Вене он познакомился с Антонией Бучковой, дочерью пекаря из Жировниц, и хотел жениться на ней.
Жампах был подмастерьем в пуговичном цеху, т. е. ремесленником не имевший собственной мастерской и работающий по найму у мастера. Поскольку в это время начался упадок цехового ремесла, получить звание мастер для подмастерья было очень трудно. Необходимо было заплатить большой вступительный взнос, сделать образцовую работу и организовать празднование для членов цеха.
Неудивительно, что в это время многие подмастерья делавшие пуговицы переезжали из Вены в другие города, чтобы стать независимыми и найти более дешёвую рабочую силу.
Первый станок для производства жемчужных пуговиц Йозеф принес с собой из Вены.
Это не было чем-то необычным, в те времена небогатые люди, мелкие производители или продавцы путешествовали пешком. Так же носили товары. Жампах тоже, в начале ходил пешком в Вену за раковинами и относил на продажу готовые пуговицы. Это примерно 170 км в одну сторону.
Первоначально пуговицы делали из раковин добываемых в Красном море. В последствии стали использовать раковины со всего света. Добываемые в Персидском заливе, на Таити, Фиджи, в других частях Тихого океана. С 19 века начали использовать раковины, выловленные в Миссисипи в США. Во время второй мировой войны, в связи с прекращением поставок, мастерские переходят на раковины из Европейских рек — Дунай, Дрина, Отава, Сава.
Поначалу его высмеивали ткачи и другие жители, поскольку обработка перламутра была трудоемкой, пыльной и требовала специальных инструментов, но это давало семье Жампаха хороший заработок. Со временем стало ясно, что производство жемчужных пуговиц - лучший способ заработать на жизнь, чем ткачеством. И ремесло распространилось по всему городу и его окрестностям. Во многих домах вместо ткацких станков стали появляться пуговичные станки.
У самого Йозефа в 1869 году уже была мастерская, в которой работало 6 станков. А уже в 1873 году, в его мастерских работало 40 работников на 30 станках.
Одновременно в Жировницах развиваются и другие пуговичные мастерские. 1875 году в городе работает уже 300 станков.
Семья Жампаха процветала, перламутровые пуговицы экспортировались даже в Америку, но ситуация изменилась в 1890 году.
Именно тогда вступил в силу закон Мак-Кинли, наложивший высокую пошлину на пуговицы, что сделало невыгодным поставки в США. Продажа пуговиц только в Европе уже не могла поддержать большое количество мастеров. Многие не желая расставаться со своим ремеслом, поэтому стали массово переезжать в Америку. В 1891 - 1892 годах туда приехало около 400 жировницких чармдаржей, так в народе называли мастеров делающих пуговицы.
Среди них были Жампах и его семья, только точный год его отъезда до сих пор не установлен. Он уезжал уже вдовольно зрелом возрасте, ему, наверное, было больше 50 лет.
По сообщениям его соотечественников в Америке, он жил до самой смерти в городе Северный Берген, там и похоронен.
Но история мастеров, работавших с перламутром, не остановилась со смертью Жампаха. Ремесло развивалось и совершенствовалось.
Еще 5 сентября 1885 года возникает Объединение мастеров, в котором уже через год состоит 67 мастеров, 234 рабочих и 152 учеников. Позднее в 1905 году несколько небольших производителей организовали Производственный кооператив, для поддержания и развития пуговичного производства. Важной задачей подобных объединений была подготовка учеников.
С ростом количества мастерских, производство пуговиц стало основным видом деятельности в этом регионе. Мастерские находились не только в Жировницах, но и в соседних населенных пунктах.
Интересный факт:
Развитие мастерских привело к развитию транспортных компаний. И когда в Жировнице собрались провести железнодорожную ветку, они договорились, чтобы ветку окончили за 3 км до города, в деревеньке Стойчин. Так производители пуговиц были вынуждены пользоваться услугами перевозчиков дальше.
Многие из уехавших в Америку мастеров через некоторое время вернулись обратно в Жировнице. Условия работы там были очень тяжёлыми, поэтому после возвращения они говорили, что Америка их научила работать.
На привезённые деньги начинается расширение мастерских, некоторые переехали к водяной мельнице, чтобы использовать силу воды для работы станков.
В 1906 году начинается использование электричества в производстве.
И до электричества из перламутра делали не только пуговицы. К примеру, в 1891 году на Юбилейной Земской выставке в Праге, представители Жировниц показали Герб Жировниц, Герб Чехии и Эйфелевую башню изготовленные из перламутра.
Но с использованием электричества производственные возможность значительно выросли. Мастерские начинают производить галантерейную продукцию, предметы интерьера и ювелирные украшения. Это была настоящая золотая эра перламутра — в мастерских гравировали рисунки, вырезали фигуры, делали инкрустацию.
Также в 1906 году работа с перламутром было признано как самостоятельное ремесло. В 1910 году в Жировницах работало 60 мастерских с более чем 600 работниками.
С началом первой мировой войны почти все производство остановилось. 300 человек забрали в армию, полностью остановился импорт сырья. Многие семьи оказались без заработка.
После войны производство возобновилось. Были периоды роста и падения, как к примеру в 1920 году, когда сильно упали цены на товары из перламутра. В результате чего у производителей возникли проблемы с обесценением товара на складах.
С началом второй мировой войны рост производства остановился. Опять прекратились поставки сырья, но мастерские работали за счёт складских запасов и за счёт перехода на раковины добываемые в реках Европы. Между 1941 и 1949 годами в Жировницах работало почти 100 мастерских. В 1948 году все мастерские были национализированы.
Производство продолжалось, мастерские были разделены между производственным объединением Перлекс и заводом Кох-и-нор Прага. В 1953 году их объединили в один завод Кох-и-нор располагающийся в Жировницах. А в 1956 году его переименовали в Перламутровую промышленность Жировнице.
Примерно в 1960 году возникла проблема нехватки раковин. В связи с этим начали производить пуговицы из перламутрового пластика. Одна тонна пластика заменяла 6 тон перламутровых раковин. Новые пуговицы были в 25 раз дешевле.
Революция с использованием новых материалов привела не только к окончанию выпуска пуговиц из натурального перламутра, но и к уменьшению количества мастеров умеющих работать с этим материалом. К сожалению, это сказалось на развитии мастерства. Со временем произошло постепенное утрачивание навыков работы и как результат некоторые старинные вещи сейчас уже нельзя отреставрировать.
История футбольного кубка
1919 году в Жировницах возник футбольный клуб и одновременно с этим начались разговоры о организации футбольного турнира в Жировницах. Через 13 лет, в 1932 году, идею удалось реализовать. Так появился самый старый футбольный турнир в Чехии — Перламутровый кубок. Кубок для турнира изготовил мастер Честмир Пержина. Кубок являлся переходящей наградой, но команда которая одержит победу 3 раза подряд или 5 раз за всю историю турнира, могла оставить кубок себе. В 1953 году, команда из Брна, Кралове поле, одерживает третью победу подряд и навсегда получает кубок.
Жители Жировнице не хотели потерять свой любимый турнир, поэтому к следующему турниру в 1954 году был изготовлен новый кубок. Его сделал мастер Милослав Гейтманек совместно с академическим художником Честмиром Гейтманеком младшим.
На этот раз в правилах турнира установлено, что кубок всегда переходящий. Он хранится в местном музее. После победы команда фотографируется вместе с кубком и он возвращается в музей.
Завод в Жировнице работает до сих пор. Сейчас они делают пластиковые пуговицы, элементы для автомобильных фар и прочее.
#октазнает #чехия #пуговицы #перламутр #производство #ручная работа #музей