Найти в Дзене
Манжета театроведа

Колоризация как акт вандализма

Скажу сразу: эта статья написана давно, и я долго думала, публиковать ли её здесь. Но тут как раз по одному из телеканалов запустили «Семнадцать мгновений весны» в буйстве красок... Словом, расчехлила я свой топор.

Кадр из х/ф «Берегись автомобиля» 1966 г. Реж. Э.Рязанов. Колоризация.
Кадр из х/ф «Берегись автомобиля» 1966 г. Реж. Э.Рязанов. Колоризация.

С тех пор, как в нашей стране научились раскрашивать черно-белые фильмы (а чего не озвучивать немые?), на телевидении не стало отбою от перешедевренных шедевров. Многие знакомые машут рукой и говорят: «Ерунда, зато стало разноцветно, красивенько».


Но стоит посмотреть внимательно – и становится ясно, почему игра в раскраски есть торжество дурного вкуса. На эту мысль меня навела простодушная похвала знакомого, который не видел «Весну на Заречной улице» в оригинале, а посмотрел сразу в цвете: «А, ну в цвете очень мило. Сказка и есть сказка».


Но в том-то и суть, что снятый Марленом Хуциевым фильм – не сказка. Да, на нем лежит отпечаток чуть приподнятой, условной киноэстетики предыдущих лет. Но! Цветная пленка уже вовсю была в ходу. На нее были уже сняты «Кубанские казаки», «Верные друзья» и прочие веселые, яркие, праздничные и непобедимо наивные фильмы. Хуциев же отступает от эстетики, которую навязывает фильму цветная пленка. И снимает зачем-то на черно-белую. Почему? Может, Хуциев глуп? Или ему не дали денег? Но тогда все режиссеры оттепели глупы и в большинстве фильмов государство было мало заинтересовано. Потому что и концептуальный «Июльский дождь» почему-то черно-бел. И «Я шагаю по Москве» молодого Георгия Данелия – тоже черно-белый фильм.  И многие, многие другие.

NB: я знаю, что сам Хуциев участвовал в раскрашивании своего фильма. Но про причины этого и его отзывы о результате расскажу в другой статье.

Дело в том, что графичная сдержанность черно-белой пленки как раз-таки приглушает праздничную «сказочность» сюжета и делает фильм более строгим, более серьезным, более поэтичным. Это в те годы было общемировой тенденцией: кинематограф французской «новой волны», итальянские неореалисты, английское кино «кухонной мойки», передовые скандинавы сознательно уходили от глянца цветной пленки.

Кадр из х/ф "Земляничная поляна". 1957 г. Реж. И.Бергман
Кадр из х/ф "Земляничная поляна". 1957 г. Реж. И.Бергман

Отчасти поэтому-то «Весна на Заречной улице» – не фильм «Высота» и не «Кубанские казаки». Кроме того, и качество цветной пленки, и цветопередача были еще, подозреваю, не на высочайшем уровне. В любом случае она сделала бы фильм более грубым, аляповатым, нереальным, одним словом – сделала бы с ним то, что не задумываясь натворили мастера раскрашивания.


А что она делает с лицами актеров, о боже мой, боже! Посмотрите на Николая Рыбникова в роли молодого парня Сашки Савченко. Это черно-белый кадр:

Кадр из х/ф «Весна на Заречной улице» 1956 г. Реж. М.Хуциев, Ф.Миронер.
Кадр из х/ф «Весна на Заречной улице» 1956 г. Реж. М.Хуциев, Ф.Миронер.

А вот как тот же кадр выглядит в искусственной раскраске.

Кадр из х/ф «Весна на Заречной улице» 1956 г. Реж. М.Хуциев, Ф.Миронер. После колоризации.
Кадр из х/ф «Весна на Заречной улице» 1956 г. Реж. М.Хуциев, Ф.Миронер. После колоризации.

Этот мужик минимум на пять лет старше! Далее – вот вечно юная Янина Жеймо (Золушка) и красавица Варвара Мясникова (Фея). Черно-белый кадр.

Кадр из х/ф «Золушка» 1947 г. Реж. Н.Кошеверова.
Кадр из х/ф «Золушка» 1947 г. Реж. Н.Кошеверова.

А вот они же в цвете:

Кадр из х/ф «Золушка» 1947 г. Реж. Н.Кошеверова. После колоризации.
Кадр из х/ф «Золушка» 1947 г. Реж. Н.Кошеверова. После колоризации.

Две стареющие дамы, расписанные под китчевый фаянс.

Я не знаю, почему колоризация сразу обличает и даже увеличивает возраст актера, не бросающийся в глаза в черно-белой версии. Это вопрос к гримерам, операторам и осветителям. Возможно, этот феномен как-то связан с особенностями грима для цветной и черно-белой пленки – так как, разумеется, сразу снять в цвете и раскрасить поверх все-таки не одно и то же.

Вот и ещё один нюанс. Поскольку «Золушка» снималась в монохроме, посмотрите, как изощрились художники (между прочим, одним из них был легендарный Николай Акимов, художественный руководитель ленинградского Театра Комедии). Сложные костюмы, обилие декора, блеска, мелких деталей. В цвете все это стало избыточным и аляповато-театральным.

Кадр из х/ф «Золушка» 1947 г. Реж. Н.Кошеверова.
Кадр из х/ф «Золушка» 1947 г. Реж. Н.Кошеверова.

Кадр из х/ф «Золушка» 1947 г. Реж. Н.Кошеверова. После колоризации.
Кадр из х/ф «Золушка» 1947 г. Реж. Н.Кошеверова. После колоризации.

Про некогда стилизованные под военную хронику «17 мгновений весны» я вообще не заговариваю. На мой взгляд, раскрашивать этот фильм, несмотря на якобы данное старой и больной Лиозновой разрешение, было вандализмом. Да впрочем, как и все фильмы. Более-менее аккуратно это адово действо было проведено лишь над той самой хуциевской «Весной на Заречной улице» да над фильмом Быкова «В бой идут одни "старики"», однако и там раскрасчики ухитрились опозориться, размалевав от души реальные кадры военной хроники.


Поэтика кино оттепели безжалостно рушится, и никому до этого нет дела. Тонко выверенная киноэстетика попирается, и никому до этого нет дела. Филигранно снятые детские фильмы превращаются в ляпистые телеспектакли – и никому до этого нет дела, дети скушают и не подавятся.
Кто-то скажет: «Ну это всё нюансы. Главное – фильм хорошо снят! А все эти стилизации, возраста и поэтика – это эстетство». Да? Может быть. Но вот я лично не отличаю оригинал живописного полотна от репродукции. Так почему бы нам не снять висящие в Третьяковке, Эрмитаже, Русском и Пушкинском музее картины и не переписать их заново? Вместо дорогостоящей реставрации, которую все равно никто не заметит. Я лично знаю таких мастеров – они вам Меншикова в Березове ноль в ноль скопируют, мать родная не отличит! И цветочек в горшке на окошке пририсуют, а то неуютно как-то там.

Что, думаете, я преувеличиваю? Ну так давайте покрутим перед растущими людьми, вкус которых только формируется, раскрашенное кино в количестве. И если раньше сорок человек из ста чувствовали, зачем и почему одни фильмы сняты так, а другие – иначе, зачем и почему здесь звучит  такая музыка, а тут – иная, то вырастив пару поколений, категорически нечувствительных к самому понятию «эстетика», вы получите «Меншикова в Березове» с цветочком и занавесками. Ваши дети еще смотрят черно-белое кино? Тогда мы идем к вам!


© Ольга Гурфова
--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

--

Спасибо моим читателям!

Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))