Сегодня чуть-чуть поговорим о борьбе с коррупцией, в нашем случае в сфере оказания государственных услуг в области миграции.
Вчера (16.08.2021) Президент России подписал очередной документ, направленный на борьбу с коррупцией в органах власти Российской Федерации. Это Указ № 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы".
В документе 37 листов. Сам План содержит 16 разделов (направлений) и 53 пункта.
Приведём название «направлений» по которым государство собирается работать для искоренения коррупции:
I. Совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности
II. Повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
III. Совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
IV. Совершенствование правового регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов
V. Применение мер административного, уголовного и уголовно- процессуального воздействия и уголовного преследования
VI. Обеспечение защиты информации ограниченного доступа, полученной при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции
VII. Совершенствование правового регулирования в части, касающейся ограничений, налагаемых на граждан после их увольнения с государственной (муниципальной) службы
VIII. Реализация мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики
IX. Совершенствование правовых и организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации
X. Совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом
XI. Реализация мер по повышению эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
XII. Повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов
XIII. Применение дополнительных мер по расширению участия граждан и институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции
XV. Реализация мер по систематизации и актуализации нормативно-правовой базы в области противодействия коррупции
XVI. Применение цифровых технологий в целях противодействия коррупции и разработка мер по противодействию новым формам проявления коррупции, связанным с использованием цифровых технологий
По сути, документ является ещё одним актом, направленным на перечисление запретов, ограничений, контроля над государственными служащими, лицами, уволенными с гражданской службы. Ничего принципиально нового в документ нет.
Естественно предлагается усилить контроль за доходами и расходами госслужащих, и расширить полномочия контролирующий органов, отвечающих за антикоррупционные проверки. О понятие «банковская тайны» госслужащим можно забыть. На ряду с действующими супругами чиновников, предлагается рассмотреть вопрос о контроле за расходами и доходами бывших жён (мужей). Вновь предлагается усилить общественный и гражданский надзор, скоро чиновники отчитываться будут всем подряд на улице и обо всём. Ну и ещё много чего… с формулировками «провести анализ», «разработать методические рекомендации» и т.д.
Если честно, то от такого документа ожидаешь большего, тем более за подписью Первого лица государства.
Можно устанавливать сколько угодно запретов, вводить институты контроля, но, на наш скромный взгляд, это работа уже с последствиями, а не с причинами.
В тексте нет ни одного мероприятия направленного именно на искоренения причин, когда создаются условия для коррупционных рисков. Государству надо создавать не только условия для контроля за чиновниками, к слову сказать, эксперты сходятся во мнении, что коррупция на уровне рядовых сотрудников сегодня сходит на нет. Она перемещается в высшие эшелоны власти, что конечно увеличивает её «стоимость». Дела в отношении начальника ГИБДД Ставрополья, сотрудников центрального аппарата ФСБ и МВД тому примеры Но наравне с контролем, необходимо создавать условия, когда от чиновника не будет зависеть принятие решения по тому или иному вопросу или оказание государственной услуги.
Всю коррупцию можно разделить на две крупные группы:
- коррупционные риски при оказании государственных услуг.
- коррупционные риски при контрольно-надзорной деятельности
С коррупцией при проведении проверочных мероприятий бороться тяжело, особенно с учётом, что сами проверяемые зачастую не хотят работать, соблюдая законодательство, так как это уменьшает маржинальность бизнеса.
Но с коррупцией при оказании государственных услуг, то бороться проще. Почему бы там не навести порядок.
Возьмём для примера миграцию.
Сегодня, как впрочем и в бытность ФМС, и граждане, и бизнес жалуются на очереди в миграционных подразделениях. Реальных шагов МВД для перевода госуслуг в электронный вид пока не видно - только обещания и слова: «мы работаем над этим». Согласно статистике, за первое полугодие мигрантам оформлено порядка 1,5 млн. патентов, которые необходимо продевать ежемесячно, уплачивая авансовый налоговый платёж. После чего принимающей стороне ещё необходимо продлить трудовому мигранту миграционный учёт - сроком на один месяц. При этом количество действующих патентов, как правило, превышает количество выданных. Но даже если считать по оформленным, то получается, что подразделениям МВД необходимо раз в месяц 1,5 млн. раз оказать государственную услугу по продлению миграционного учета, это не считая визовых иностранных граждан, а также «первичного» миграционного учета.
Необходимо признать, что при таком объёме, штат сотрудников миграционных подразделений для нормального оказания государственных услуг должен расширяться, а он с каждым годом сокращается.
Если кто-то думает, что мы сейчас пожалеем МВД, то нет… как раз наоборот. Если МВД сокращая штат, одновременно не создаёт инструменты для облегчения работы своим же сотрудникам, это проблемы самого МВД. Конечно, рядовых сотрудников жалко и сотрудники на местах ничего сделать не могут. Проблема должна решаться Москве. А ведь все возможности для этого есть.
По тому же миграционному учёту, в соответствии с действующим законодательством, возможно оказание государственной услуги по приему уведомлений о постановки на миграционный учет через МФЦ. Но региональные главки МВД с маниакальной страстью не отдают это в МФЦ. Заставляя всех приходить лично в миграционные подразделения Министерства. Более того, исходя из объема оказания государственной услуги, необходимо в первую очередь переводить этот функционал в электронный вид, и у МВД есть уже такая практика по миграционному учёту. Но, к сожалению, так же как и пять лет тому назад, сегодня это функция доступна только гостиницам.
А раз есть очереди, то и высок риск коррупции - кого-то без очереди пропустить за вознаграждение.
Естественно, когда ловят таких сотрудников, то возбуждают уголовные дела, но всё же это не решение проблемы. Уберите очередь, сделайте услугу доступной, и на этом участке коррупционный риск будет снят…
Если очереди есть - значит - это кому-нибудь нужно.
Ещё больше информации и новостей на нашем телеграм-канале Pro_Migration.