У меня уже есть публикация о подмосковном Ново-Иерусалимском монастыре, но его история настолько богата, что захотелось написать о нем еще – во-первых, провести параллели с первоисточником – Иерусалимским храмом Воскресения Господня, чтобы лучше понять, что за строения находятся в монастыре и зачем они там, и во-вторых, показать, какая работа была проделана за последние десять лет для того, чтобы монастырь выглядел таким, каким мы видим его сейчас.
По задумке патриарха Никона, выкупившего эти земли у стольника Бобарыкина (такое написание приводится на сайте монастыря) в 1656 году, будущий главный собор монастыря должен был являть собой копию Иерусалимского, и, находясь в пределах России, быть доступен каждому – и правильно, лучше иметь свое, чем одалживаться.
Но все-таки под копией, видимо, понималась не внешнее обязательное сходство, а «наполнение», суть проекта, потому что я нахожу между ними мало общего.
Сравните две галереи:
Коротко о храме в Иерусалиме
Храм Воскресения Христова, он же Храм Гроба Господня – это то самое место, где, по преданию, был распят, воскрес и был погребен Иисус Христос, и каждый год здесь мы наблюдаем (в основном по телевизору) схождение благодатного огня.
Именно тут, на месте упокоения Христа, Елена Великая, мать императора Римской Империи Константина, велела построить храм и часовню, или кувуклию, что с греческого переводится как «место упокоения». Первая часовня была воздвигнута в 325 году, а вот та, что стоит в храме сейчас, построена в 19 веке, причем на русские царские деньги.
Храм же был закончен только в 1147 году – заметим, именно в этот год впервые в летописях было упомянуто о нашей Москве, так что их можно считать ровесниками.
Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви – греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской.
Чем же подмосковный брат похож на старшего
Если взглянуть на карты двух предполагаемых близнецов – Иерусалимского и Новоиерусалимского, то в общем и целом сходство можно обнаружить:
холм, форма комплекса, река поблизости – кстати, нашу речку Истру по этому случаю переименовали в Иордан, у второго входа в наш монастырь разбили Гефсиманский сад, а саму обитель расположили на холме Сион.
Архитектурные особенности все же относятся к русской традиции, к внутренней отделке руку приложил даже сам Растрелли, впрочем, это случилось уже гораздо позже, при Елизавете Петровне, когда на храм Воскресения посыпались напасти – то шатер ротонды рухнул на галерею, то случился пожар, и нужно было все восстанавливать.
Есть в нашем соборе и часовня-кувуклия.
Внутри наш храм значительно просторнее, светлее, благодаря многочисленным окнам, размещенным в куполе-шатре, иерусалимский же больше напоминает Пантеон в Риме.
Уникальная Подземная церковь
Самым интересным, на мой взгляд, местом является Подземная церковь Константина и Елены – в Иерусалиме подобную церковь вырубили в скале.
По преданию, именно на глубине в шесть метров – а на такое расстояние церковь уходит в землю – был найден во время раскопок в Иерусалиме Животворящий крест.
В восемнадцатом веке вокруг церкви вырыли ров, а веком позже был обустроен и тоннель для отвода воды.
Тридцать три ступени ведут в церковь из главного храма. Здесь находятся могилы жены и сына А.В. Суворова – жена, Варвара Ивановна, много жертвовала на монастырь и была удостоена чести быть захороненной в этом необыкновенном месте.
Обретение колокольни
Если взглянуть на мою фотографию двенадцатилетней давности, колокольни не найдешь.
Ее основание прикрыто крышей, «законсервировано» до лучших времен. Которые, к счастью, наступили:
Торжественное открытие Колокольни Воскресенского собора состоялось 30 сентября 2013 года – очень интересно, когда на протяжении десятилетия твоей жизни так меняются привычные уже исторические сооружения – а мы ведь и в самом деле привыкли воспринимать храм без колокольни.
А если взглянуть на архивное фото и сравнить с тем, как это было сразу после освобождения Истры от фашистов в декабре 1941 года, то и вовсе поражает масштаб мероприятия.
30 января 2013 года в Колокольне установили первый Воскресенский колокол, весом 8,5 тонн, а всего там имеется 15 колоколов. Все колокола отливали в традициях Нового Иерусалима – о них известно из чудом сохранившихся исторических описей, где подробно расписано, как производилась отливка при Патриархе Никоне, причем еще до того, как строительство Колокольни было завершено.
Что еще посмотреть
Безусловно, красивую Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим (1694 год постройки), через нее по галереям можно пройти вдоль стен, чудесная идея в слишком жаркий или же наоборот дождливый день.
Церковь Рождества Христова (1692 год постройки) – пестрыми расписными бочками напомнила мне Палаты бояр Романовых на Варварке в Москве.
Палаты царевны Татьяны Михайловны, родной сестры царя Алексея Михайловича, сторонницы патриарха Никона и активной участницы строительства обители.
Скит патриарха Никона в Гефсиманском саду – здесь он жил во время постов.
Непременно приезжайте сюда.
Если Вы на машине, то лучше всего ее оставить на большой бесплатной парковке у здания художественного музея «Новый Иерусалим» и пройтись пешком через два мостика и Гефсиманский сад до второго входа на территорию монастыря – дорога отнимет у Вас не более десяти минут, но Вам не надо будет думать, удастся ли пристроить машину у главного входа в монастырь – на парковке музея очень много места. На территории монастыря можно и пообедать – мы заметили там Вареничную и Трапезную, не зашли просто из-за нехватки времени.
На общественном транспорте можно доехать до музея электричками рижского направления (с Курского или Рижского вокзалов) до станции «Истра», далее пересадка на автобусы маршрутов № 32, № 33 до остановки «Музей», далее 10-15 минут пешком в сторону Бужарово.
Если Вам было интересно, поддержите канал. Буду благодарна за лайк, комментарий, подписку.