ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ
Псалом 19 и следующий за ним псалом 20 - это молитвы о царе. Поэтому мы поставим их в список царских псалмов. По-видимому, этот псалом был написан Давидом, чтобы его читали или пели в честь царя, когда он готовился отбыть со своим войском на битву. Псалмы 19 и 20 связаны друг с другом в том смысле, что первый из них - это молитва об успехе в битве, а второй - молитва благодарения за победу, одержанную царем. Псалом 19 смотрит вперед, а псалом 20 - назад, первый - это молитва, а второй - восхваление.
В мире, в котором жил Давид, царь был представителем Бога среди людей и представителем людей перед Богом. Само собой разумеется, что он был одной из самых выдающихся фигур в стране. Его победы в сражениях приносили славу Богу и безопасность народу, которым он правил. Молиться за царя было общепризнанным долгом каждого гражданина. Этот псалом напоминает нам о наставлениях Павла христианам в 1 Тим. 2:1, 2:
«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте».
Постарайтесь мысленно представить себе Давида и его войско, как они готовятся выступить на поле брани. Решается судьба царства и жизни царя и его воинов. Дурные предчувствия и видения триумфа витают в воздухе. Скоро наступит время торжественного прощания и благословений. Царь собрал своих военачальников и готовится принести соответствующие жертвы (см. 1 Цар. 7:9), после которых он собирается произнести молитву Богу. Он посвятит свое справедливое дело своему Богу и призовет Его помочь ему одержать победу (см. 1 Цар. 7:5, 6). Возможно, как раз во время жертвоприношения люди и читают или поют этот псалом.
Какие просьбы высказываются в такого рода молитве? Какие прошения? Как бы вы стали молиться о царе, отправляющемся на сражение?
I. ЧТОБЫ БОГ БЫЛ С НИМ (ст. 2-4)
Во-первых, люди вслед за псалмом молились о том, чтобы Бог не покидал их царя. Эта просьба была обусловлена тем, что присутствие Бога означало победу.
Начальные строки псалма обращены к царю, но в них отражено то, что люди говорили о нем Богу.
«Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева. Да пошлет тебе помощь из Святилища, и с Сиона да подкрепит тебя. Да вспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным» (ст. 2-4).
Бедой, которая вызвала молитву, было начало военной кампании. Желаемый ответ - победа, которая принесет славу Богу, царю и народу.
Особое ударение сделано на имени Бога Иаковлева. Это имя отождествляется с Самим Богом. Люди думали, что если имя Бога было с ними, то тогда и Бог был с ними. Божье имя указывало на Его личность и все то, что с Ним связано. Сказать “Бог Иаковлев” - все равно что сказать “Бог Израиля”; выбор этого имени напоминает читателю слова Иакова: “Бог, Который услышал меня в день бедствия моего” (Быт. 35:3; см. Ос. 12:4, 5). Их просьба была в действительности такой: “Пусть сила и мудрость Бога, которые так часто помогали Его народу в прошлом, защитят и наставят тебя сегодня”.
Здесь упоминаются “святилище” и “Сион”, которые подразумевают, что этот псалом был написан после того, как ковчег завета был перенесен в Иерусалим. Люди молились о том, чтобы помощь царю пришла от Бога, который обитал во святилище и на Сионе. Иерусалимский Сион был местонахождением земного символа присутствия Бога - скинии. Эта молитва, таким образом, была обращена к Богу Израиля, которому они поклонялись, и содержала просьбу оберегать царя во время битвы с врагом.
Псалмопевец также просит Бога вспомнить те жертвоприношения, которые царь делал в прошлом, подтверждая свою преданность Богу и показывая свою зависимость от Бога и свое упование на Него. “Да воспомянет” не означает здесь, что Бог мог забыть, а передает идею привлечения внимания к тому, что жертвоприношения были сделаны преданным слугой, и ответного благословения слуги, стремящегося выполнять Его волю.
В такой ситуации царь, конечно же, нуждался в двух благословениях, если он хотел успеха своей кампании: (1) в поддержке и защите Бога и (2) в силе. С этими двумя просьбами народ и обращается к Богу. Подданные молят Бога выполнить эти два прошения для их царя. Они просят, чтобы Бог Иакова пришел к нему на помощь и дал ему силу, необходимую для победы.
С такой просьбой следует обращаться к Богу всем, отправляющим кого-то на справедливую войну. Возможно, что ситуации, подобные этой, и привели к возникновению молитвы- клише “Иди с Богом”.
II. ЧТОБЫ НА ЕГО МОЛИТВЫ БЫЛ ДАН ОТВЕТ (ст. 5-6)
Вторая просьба, содержащаяся в этом псалме-молитве, - чтобы на молитвы царя было отвечено.
«Да даст тебе по сердцу твоему, и все намерения твои да исполнит. Мы возрадуемся о спасении твоем и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои» (ст. 5, 6).
Народ просил, чтобы все просьбы и пожелания царя были исполнены (ст. 5). Их мольба к Богу ответить на прошения царя в ст. 6 - это своего рода кратко изложенная суть всей молитвы, повторение всей молитвы в одной мысли.
Подразумевается, что планы царя чисты и не коварны, что это не эгоистичные желания тирана, а стремления, осуществление которых принесет славу Богу и будет способствовать сохранению Его народа. Другими словами, их молитва была о том, чтобы его самые сокровенные желания и планы соответствовали воле Божьей, чтобы Бог мог и хотел их удовлетворить.
Люди обещали царю (и Богу), что они возрадуются победе и восславят Бога. Истинным Царем и Спасителем Израиля был Бог, и предстоящее дело предпринималось, чтобы оказать Ему честь. Победив своих врагов рукою Божьей, войско израильтян будет размахивать своими знаменами и благодарить Бога за то, что Он даровал победу их царю (и его народу).
Благословен несказанно всякий отправляющийся на сражение за Бога, если есть люди, молящиеся за него, как в этом псалме. А они должны просить, чтобы Бог всякой благодати ответил на его обращения к Богу и его благородные желания в отношении воли Его и народа.
III. ЧТОБЫ ОН ШЕЛ С ВЕРОЙ (ст. 7-10)
Третья просьба в отношении царя заключалась в том, чтобы он шел на войну с верой в Бога. И хотя эти слова имеют форму ответа царя и народа на молитву, они, тем не менее, выражают тот дух по поводу их молитвы, которого, как они верили, Бог ожидал от них.
«Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего; отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей. Иные - колесницами, иные - конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо. Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе» (ст. 7-10).
После молитвы наступает время вверить все Богу. Дальше в псалме выражен дух уверенности в том, что Бог позаботится о Своих. Он звучит так, как если бы битва уже завершилась и победа завоевана. Положительный ответ Бога рассматривается как свершившийся факт. Эта молитва начинается с просьб и завершается хвалой; она начинается с озабоченности и завершается уверенностью.
Утверждение веры подчеркивает уверенность людей в том, что Бог защитит Своего избранного (помазанного) царя. Он сойдет со Своего престола на небесах, чтобы дать избавление. Он победит не физической силой, превосходством лошадей или колесниц; Он победит силой Своей собственной руки. Язычники уповали на численность, вооружение и человеческую силу; войско же Бога уповало на Него и прославляло Его имя. Те, кто верит в человека, всегда бывают побеждены, а праведные всегда побеждают. Праведные иногда могут проиграть сражение, но они всегда выигрывают войну.
Здесь упоминается правая рука Бога - “десница”. Этот образ основан на том, что правая рука всегда сильнее левой по причине того, что она больше используется. Этот образ здесь символизирует ни с чем не сравнимую силу Бога. Люди выражали веру, что Бог придет им на помощь со Своей силой, которой нет равных.
Молитва завершается словами упования на Бога. Победа, Божий народ знал, могла прийти только от Него. Они обращались к Богу как к своему истинному Царю, той высшей силе, что стояла за царем земным. Молясь о своем царе, они молили о благословениях и заботе абсолютного Монарха, Бога Всемогущего, который может видеть конец, стоя у начала, и обеспечить исход битвы еще до того, как противники сошлись в бою.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом деле, что нужно праведному царю перед сражением? Большая армия? Благоприятная погода? Правильная стратегия? Этот псалом учит, что ему необходим Бог, ответ на его молитвы и вера.
Давайте взглянем через призму веры на юношу, почти подростка, выходящего на бой с Голиафом из Гефа в 1 Цар. 17. Что нужно было для того боя? Сначала Саул сказал, что Давид принял неправильное решение (1 Цар. 17:33). Затем он сказал, что Давиду нужно его, Саула, вооружение (1 Цар. 17:38). Другие же, в том числе и его братья, говорили, что он должен идти домой (1 Цар. 17:28-30). Давид же ответил, что он пойдет с Богом в долину и снимет поношение с Божьего войска (1 Цар. 17:36). Когда он шел на эту встречу с филистимлянином, праведные люди, наверное, молились за него в духе этого псалма: “Господи, пребудь с этим юношей, идущим сразиться с врагом, ответь на его молитвы, и да верит он, вступая в бой с этим великаном, что Ты даруешь ему победу!”
Каждый человек перед тем, как выступить против нечестивого врага, должен молиться так, как учит этот псалом, и это же должны делать те, кто его поддерживает. Присутствие Бога, ответ на праведные молитвы и вера - вот истинные ключи к победе.