Около полувека назад в советской милиции (разумеется, всё пошло с Москвы) была впервые апробирована новая эффективная форма милицейского наряда на колёсах – подвижная милицейская группа (ПМГ), призванная нести патрульную службу на автомобиле в определённом секторе. Главное её предназначение состояло в немедленном выезде на место происшествия, принятии неотложных мер по предупреждению, пресечению правонарушений и раскрытию преступлений по «горячим следам».
До этого с середины 50-ых в сфере охраны общественного порядка использовались моторизованные патрули, которые обладали хорошей подвижностью и маневренностью, что позволяло экипажам быстро (а главное- чаще, чем пешим патрулям) отрабатывать закреплённые маршруты и реагировать на правонарушения. Но вся их беда состояла в том, что они строго были привязаны к конкретным маршрутам и частенько любой (даже обоснованный) «шаг в сторону» карался дисциплинарными разборками, а потому экипажи мотопатрулей в подобном формализованном формате несения службы не стремились проявлять элементы «милицейского творчества».
Именно поэтому новый вид наряда стал серьёзным подспорьем в службе, поскольку в отличие от мобильных автопатрулей он был выведен из сферы юрисдикции подразделений ППС и передан под безраздельное управление оперативным дежурным ОВД. А основной фишкой ПМГ при несении службы стал инициативный поиск правонарушителей и раскрытие преступлений по «горячим следам». Работая в тесном контакте с другими милицейскими нарядами (ППС, ОВО, ГАИ) и участковыми инспекторами, ПМГ сразу же стали действенным милицейским орудием в борьбе с хулиганством, грабежами и другими уличными преступлениями. Не случайно, что с подачи самих милиционеров (а те всегда были любителями похохмить!) за аббревиатурой ПМГ прочно закрепилась оригинальная расшифровка «Помоги мне, Господи!».
Оснащение экипажей ПМГ было в 70-ые годы неплохое: в нашем небольшом подмосковном ОВД, например, наряды несли службу на ВАЗ-2101 и УАЗ-469. Наличие в автомобилях рации позволяло сотрудникам постоянно находиться на связи с дежурным по ОВД и, оставаясь единственно реальной милицейской силой (своего рода этакой «палочкой-выручалочкой»), оперативно выезжать на семейные конфликты, ДТП, задержание преступников, даже при необходимости оказывать медпомощь пострадавшим.
Где-то в середине 80-ых ПМГ были переформатированы, и им на смену пришли группы немедленного реагирования (ГНР). Со сменой названия произошло изменение и их функционала: будучи отнесёнными к силам быстрого реагирования в составе суточного наряда, они стали выполнять возложенные на них задачи путём оперативного реагирования на любые поступающие в дежурную часть сообщения о преступлениях, прочих чрезвычайных происшествиях и правонарушениях.
Поскольку ГНР в большинстве подразделений МВД создавались на нештатной основе, да и рекомендуемая структура была размытой, вопрос создания и организации их работы изначально был отдан на откуп руководителям территориальных ОВД. Поэтому даже не везде они были созданы, не говоря уж о том, чтобы в их состав в качестве старшего наряда входили непременно только офицеры МОБ и криминальной милиции.
У нас, к примеру, в состав наряда помимо водителя (им, как правило, являлся сотрудник тылового подразделения) входил один из сотрудников из числа среднего начсостава (по очереди, по утверждённому графику, но в подавляющем случае это были, естественно, сотрудники вспомогательных служб) и милиционер ППС. Помнится, что при составлении графика начиналась война между руководителями структурных подразделений, ибо ни один из них добровольно не хотел отдавать своего сотрудника на дежурство в ГНР, отвлекая того от выполнения своих функциональных обязанностей. Зачастую состав наряда в нарушение всех требований «урезался» до двух человек. К тому же, из-за нерегулярного обеспечения автотранспортом и ГСМ то и дело возникали перебои с выходом наряда на службу.
Разница ГНР от ПМГ и мотопатруля ППС была в качественном составе наряда (тут нередко присутствовали и опера, и участковые), что позволяло более квалифицированно строить работу на месте происшествия. Её сотрудники были лучше вооружены и экипированы: не берусь утверждать, но, пожалуй, именно нарядам ГНР впервые стали выдавать АКМы и бронники. Хотя поначалу брали их весьма неохотно, не всегда и не все. В лучшем случае, те имелись в автомашине по одному на всех. Если наряды ППСМ всегда находились только на определённых маршрутах и работали лишь в ночное время, а наряд ПМГ нёс службу на закреплённом секторе, то ГНР круглосуточно обслуживала весь город. И последнее: основной задачей ГНР всё-таки было оперативное реагирование на сообщения о преступлениях, а всё остальное их касалось как бы между прочим. Хотя приходилось выезжать и на семейно-бытовые конфликты, и на прочую мелочёвку, поскольку у дежурного под рукой в нужный момент зачастую других нарядов просто не оказывалось…
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Уважаемые читатели! Дайте свою оценку публикации, поделитесь ею в соцсетях и рекомендуйте друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!