Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Не только у военных есть свой собственный храм. Церковь Петра и Павла в Любани— единственный железнодорожный храм в России

Рад всех снова приветствовать на своём Дзен-канале «Заповѣдная магистраль»! Многие из вас наверняка слышали и даже видели помпезный главный храм Вооруженных сил России, построенный не так давно в Подмосковье.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но мало кто из вас знает, а ещё меньше сами видели или даже посещали единственный железнодорожный храм в России.

Фото автора канала
Фото автора канала

А находится он неподалеку от станции Любань, расположенной на главной железнодорожной магистрали нашей страны С.-Петербург-Москва, что, собственно, очень символично с точки зрения истории и традиций отечественной "чугунки".

Граффити на торце одной из пятиэтажек в Любани неподалёку от железнодорожной станции. Фото автора канала
Граффити на торце одной из пятиэтажек в Любани неподалёку от железнодорожной станции. Фото автора канала

В первое воскресенье августа в России традиционно принято отмечать День железнодорожника. В свой очередной профессиональный праздник я как человек верующий решил собраться с силами, выделить время чтобы наконец-то посетить храм Петра и Павла в Любани — святыню, которая была традиционно столь почитаема среди железнодорожников, в том числе и начальства из высшего руководящего состава.

Храм Петра и Павла в Любани. Его можно увидеть прямо из окна поезда по левую сторону при следовании из Петербурга в Москву на подходе к вокзалу в Любани. Фото автора канала
Храм Петра и Павла в Любани. Его можно увидеть прямо из окна поезда по левую сторону при следовании из Петербурга в Москву на подходе к вокзалу в Любани. Фото автора канала

Люба́нь — железнодорожная станция на линии Санкт-Петербург — Москва, находится в городе Любани Ленинградской области, сегодня относится к Санкт-Петербургскому отделению Октябрьской железной дороги (ранее Николаевской дороги). До наших дней пассажирское здание на станции (вокзал островного типа), сохранившееся с небольшими изменениями со времени своей постройки, относится к числу типовых станционных сооружений Николаевской железной дороги, ранее располагавшихся между двумя рельсовыми путями, ведущими в Петербург и от Петербурга.

Вокзал на станции Любань. Фото автора канала
Вокзал на станции Любань. Фото автора канала

Вблизи станции можно найти остатки водоподъёмных сооружений, которые обеспечивали в старину паровозы водой во времена паровой тяги.

Водоподъёмное сооружение на станции Любань. Обратите внимание, за ним уже виднеется храм Петра и Павла за железнодорожными путями. Фото автора канала
Водоподъёмное сооружение на станции Любань. Обратите внимание, за ним уже виднеется храм Петра и Павла за железнодорожными путями. Фото автора канала

До революции все крупные железные дороги России содержали свои храмы, построенные на средства дороги и пожертвования служащих, а также священнический и монашеский чин при них. Например, Николаевская дорога содержала пять церквей. Самая известная из них — построенная в 1867 году по проекту архитектора Константина Андреевича Тона по инициативе Павла Петровича Мельникова, разрушенная в 1955-м и восстановленная в 2001 году церковь во имя святых апостолов Петра и Павла на станции Любань.

Храм Петра и Павла в городе Любань соответствующий своему первоначальному облику, довоенное фото
Храм Петра и Павла в городе Любань соответствующий своему первоначальному облику, довоенное фото

В алтарной части храма был похоронен Павел Петрович Мельников — выдающийся теоретик железнодорожного дела в России, первый министр путей сообщения Российской империи, строитель самой первой протяженной в России Петербургско-Московской магистрали. Именно он определил можно сказать даже не на годы, а на столетия вперёд перспективы развития российских железных дорог, выбрав для неё свою ширину колеи 1524 мм, а также габарит подвижного состава, отвергнув предложения о том, чтобы выбрать европейскую более узкую колею для наших дорог. Тем самым, Мельников заложил основы железнодорожного дела и науки в России.

Мемориальная доска с информацией о захоронении первого Министра путей сообщения в церкви Петра и Павла в Любани. Фото автора канала
Мемориальная доска с информацией о захоронении первого Министра путей сообщения в церкви Петра и Павла в Любани. Фото автора канала

Именно он частично финансировал строительство этого храма, а вот школа для детей низкооплачиваемых железнодорожников, интернаты для сирот и престарелых женщин в Любани были построены полностью на средства Мельникова. Эта церковь — единственный сугубо железнодорожный храм в России, памятник строителям дороги Петербург — Москва; в ней находится мемориальная доска с указанием фамилий семидесяти двух строителей.

В годы Великой Отечественной войны сильно пострадали и город, и станция Любань. Здание церкви лишилось купола, колокольни, элементов внутреннего убранства.

Храм Петра и Павла в городе Любань после разрушений во время Великой Отечественной войны
Храм Петра и Павла в городе Любань после разрушений во время Великой Отечественной войны

В 1955 году прах П. П. Мельникова перенесли в сквер возле здания вокзала. В 1989 году на коллегиальном совещании министра Конарева С.Н. было принято решение восстановить церковь. А также была восстановлена мраморная доска с начертанными на ней именами 72-х инженеров путей сообщения. В 2000 году прах Павла Мельникова был вновь возвращён в церковь.

Внутри я храма я не стал ничего снимать, кроме вот этого витража и мемориальной доски с указанием места захоронения первого министра путей сообщения в притворе, чтобы не нарушать запрет о съёмке внутри храма.

Фото автора канала
Фото автора канала

Поставив свечи и помолившись в храме за своё здоровье и помощь в работе на заповедной Бологое-Полоцкой магистрали, мы покинули церковь Петра и Павла в Любани.

17 сентября 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II состоялось освящение церкви святых апостолов Петра и Павла в Любани. Фото автора канала
17 сентября 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II состоялось освящение церкви святых апостолов Петра и Павла в Любани. Фото автора канала

Очень надеюсь, что смогу сюда вернуться ещё не раз, чтобы вновь поклониться родоначальнику железнодорожного дела в России — Павлу Петровичу Мельникову.

Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!