И выводы, и методология «Левиафана» шокируют современного читателя.
Писавший в семнадцатом веке, Гоббс атаковал средневековую политическую философию и религию. Однако, в отличие от философов Просвещения, он не основывал свои аргументы на классических авторах Греции и Рима. Вместо этого он ясно дал понять, что считает их такими же неправыми, как и средневековые схоластики. Таким образом, начиная с нуля, Гоббс разработал доктрину, согласно которой каждая нация или государство требует безраздельного суверена. Современному читателю кажется, что Гоббс утверждает, что всем нам лучше всего было бы жить при тоталитарном режиме.
С точки зрения Гоббса, люди - зло, инстинктивно желающее доминировать над своими собратьями и эксплуатировать их. Следовательно, каждое содружество должно управляться сильным сувереном, чтобы защищать членов содружества друг от друга. Сувереном может быть один человек, аристократия или демократия. Система одного человека лучше всего, поскольку она позволяет наиболее полно сконцентрировать власть.
Для Гоббса король и тиран - одно и то же. Таким образом, греки и римляне классической эпохи были неправы, восхваляя тираноубийство и осуждая цареубийство. Оба были одинаково неправы. Преступление длительного парламента состояло не в том, что он казнил Карла I, божественно избранного короля Англии, а в том, что он убил государя и обеспечил возобновление гражданской войны в Англии. Великая добродетель Кромвеля заключалась в том, что он положил конец войне и защитил английское население. Превосходное благо для члена Содружества - поддержка суверена.
С целью продемонстрировать абсурдность учения о божественном праве королей, Гоббс посвящает две из четырех книг Левиафана доказательству абсурдности религии. Он заполняет страницы, обращаясь ко всем противоречиям и нелепостям христианской Библии. Он указывает на то, что невозможно правильно определить, какие тексты принадлежат Библии, а какие нет. Даже если кто-то верит в Бога, он должен иметь дело со второй проблемой, заключающейся в том, что невозможно доказать утверждения любого из тех, кто заявляет, что говорит от имени Бога, что они действительно являются его представителями. Наконец, Гоббс указывает, что доктрина божественного права королей, защищаемая Римско-католической церковью, не имеет основания в Священных Писаниях. Протестанты, однако,
Несмотря на его смелость и энергичность, потомки не проявили доброты к Гоббсу. Абсолютизм и тоталитаризм - грязные слова в современном обществе. Политические мыслители восемнадцатого века вернулись к классической теории, предложенной многими авторами, но наиболее красноречиво высказанной Полибием о том, что идеальная ситуация состоит в том, чтобы власть в государстве была разделена между королем, аристократией и демократически избранным собранием. Проблема, конечно, в том, что легче спорить с Гоббсом, чем бороться с инстинктивной привлекательностью тоталитаризма. Во время кризиса люди склонны поддерживать сильных диктаторов, таких как Франко, защитников, таких как Кромвель, или сильных людей, таких как Путин.