Найти тему
Сергей Сергеев

Копать или не копать? Вот в чем вопрос!

Любителей аудиотехники можно разделять по массе принципиальных вопросов. Есть поклонники новой заводской аппаратуры, есть любители винтажа. Есть поклонники лампы, есть любители транзисторного звука. В конце-концов есть собиратели винила и слушатели ФЛЕШКИ... Любая статья на эти опасные темы вызывает настоящую битву в комментариях.

Чисто из соображений садомазохизма еще раз подниму глобальный вопрос поклонников аудиовинтажа. Формулируется он так: "Слушать аппарат под пломбами или перед употреблением провести глобальную профилактику?" .

Вторая волна увлечения аналоговой музыкой настигла меня пятнадцать лет назад. Рядом с моим офисом располагается соответствующий магазин. Я купил комплект аппаратуры, недельку наслаждался, потом пошли косяки. Претензии продавец не принимал - вещи старые.

Стал закупаться на аукционах - более-менее качественные вещи приходили из Германии, соотечественники и америкосы, например, регулярно поставляли бракованную технику.

Нашел радиомастера, но через некоторое время разочаровался и сам взялся за паяльник....и понеслось!

 Санда 012
Санда 012

Как-то закупил на заводе партию "Санда-012". Многие знают эту тему. Магнитофоны продавались в упаковке, в полной комплектации, как из Советского магазина. Ностальгия в концентрированном виде.

Достал первый - включил, РАБОТАЕТ!

Достал второй, включил...пошел дым..... Исходя из этого опыта я выработал правило - без профилактики не втыкай вилку в розетку.

Для техники СССР - это аксиома (для меня, во всяком случае).

Среди большой части любителей аудиотехники бытует твердое убеждение, что "копанная" техника - это уже не то. "Рукожопые" мастера все портят. Возможно...

НО! Советская техника, стоит это признать, "клепалась" для выполнения плана. Настройка, а тем более и подбор радиоэлементов производились весьма поверхностно. Это первый довод.

Второй, самый оспариваемый. Откройте паспорт на любой электролит - срок годности - не более 10 лет! Сколько прошло? Три, а иногда четыре раза по столько. Если в импортной аппаратуре изменение параметров в следствии высыхания электролитов еще не так заметно, то в советской - это бич!

Третий, для любой электроники с механическими элементами обязательна их промывка и смазка. Пассики и прочая резина тоже не живут веками. Здесь, кстати, советские аппараты более выносливы. Попробуйте запустить, например, ТЕАС Х-10 после десяти лет простоя, сразу влетите на двигатель тонвалов и транзисторную группу подмотки. А это хорошие деньги!

Как Вы поняли, я не просто нехристь, я еретик для ценителей "некопанной" техники. Мой подход - разобрать до последнего винтика, убрать все, что снижает надежность хоть на процент, заменить компоненты, которые в силу развития технологий, гораздо интереснее конвейерных и пользоваться аппаратом еще 40 лет без вскрытий.

TпEAC X10R осле профилактики. Обратите внимание на неубиваемые полиуретановые ролики. Пассики тоже полиуретановые, будут служить до нового пришествия.
TпEAC X10R осле профилактики. Обратите внимание на неубиваемые полиуретановые ролики. Пассики тоже полиуретановые, будут служить до нового пришествия.

В отличии от радиолюбителя 80-х у нас нет дефицита радиодеталей, на замену паяльникам для сварки кастрюль пришли паяльные станции. Великолепные измерительные приборы и инструменты в широчайшем ассортименте. Сейчас есть все для проведения профилактики и качественного ремонта. Наверняка в комментариях всплывет желчный парень и будет что-то нудить про "колхоз"....Какой "колхоз", ребята? Сейчас у среднестатистического любителя такой парк станков и приборов, что "Лепсе" 80-х нервно покуривает.

Я контактирую с людьми, которые делают металлические панели, платы, пассики, ролики, шестерни и т.п. с качеством гораздо выше заводского, времен производства.

Еще один вопрос, внешняя идентичность. Почему только внешняя?

Сейчас у меня проект - "АРКТУР-004"....очень трудно сдержаться и оставить в первозданном виде, например, фонокорректор и предусилитель на КТ315. Кстати, представляю радиолюбителя прошлого века в магазине "Чип&Дип" - первая мысль, "скупить японские транзюки и заменить заводской хлам!"... Так и не надо сдерживаться.

Проигрыватель Micro Seiki. Японцы даже на самой дорогой технике не могли себе позволить натуральный шпон...., а мы можем.
Проигрыватель Micro Seiki. Японцы даже на самой дорогой технике не могли себе позволить натуральный шпон...., а мы можем.

Вернемся к внешнему виду. Не все аппарата имеют коллекционную ценность. Если у Вас "Олимп-006" или TEAC-Z7000 - покушаться на изменение внешности - страшный грех!!! И пусть отсохнут руки у каждого, кто покусится на редкий аппарат!

Но тот же "Арктур-004" выпускался большими тиражами. Почему бы не придумать внешний апгрейт?

Много советских аппаратов имеют великолепные технические характеристики, но внешне нереально чудовищны. Первое место в этом списке у "Электроники Д1-012". Дизайнер явно не любил как минимум свою работу, а скорее всего и Родину тоже. В сети масса фото, где умельцы доводят внешность этого аппарата до ума.

Каюсь, грешен, покушался на внешнюю аутентичность даже SHARP GF-800 и 939. А что делать, если прежние хозяева насиловали технику, как варвары?

На переднем плане тонарм от Unitra G-602. Новый вид, новые провода, доработан подшипниками, которых в оригинале не было. На заднем плане отмытый Кумир-001. Оригинальные ручки рука не поднялась поставить.
На переднем плане тонарм от Unitra G-602. Новый вид, новые провода, доработан подшипниками, которых в оригинале не было. На заднем плане отмытый Кумир-001. Оригинальные ручки рука не поднялась поставить.

Мой вывод - для продления жизни винтажной аппаратуры ОБЯЗАТЕЛЬНА глубокая профилактика. Мало того, профилактика и доработка при использовании современных достижений прогресса может значительно улучшить характеристики аппаратуры.

Спасибо за внимание!