Любителей аудиотехники можно разделять по массе принципиальных вопросов. Есть поклонники новой заводской аппаратуры, есть любители винтажа. Есть поклонники лампы, есть любители транзисторного звука. В конце-концов есть собиратели винила и слушатели ФЛЕШКИ... Любая статья на эти опасные темы вызывает настоящую битву в комментариях.
Чисто из соображений садомазохизма еще раз подниму глобальный вопрос поклонников аудиовинтажа. Формулируется он так: "Слушать аппарат под пломбами или перед употреблением провести глобальную профилактику?" .
Вторая волна увлечения аналоговой музыкой настигла меня пятнадцать лет назад. Рядом с моим офисом располагается соответствующий магазин. Я купил комплект аппаратуры, недельку наслаждался, потом пошли косяки. Претензии продавец не принимал - вещи старые.
Стал закупаться на аукционах - более-менее качественные вещи приходили из Германии, соотечественники и америкосы, например, регулярно поставляли бракованную технику.
Нашел радиомастера, но через некоторое время разочаровался и сам взялся за паяльник....и понеслось!
Как-то закупил на заводе партию "Санда-012". Многие знают эту тему. Магнитофоны продавались в упаковке, в полной комплектации, как из Советского магазина. Ностальгия в концентрированном виде.
Достал первый - включил, РАБОТАЕТ!
Достал второй, включил...пошел дым..... Исходя из этого опыта я выработал правило - без профилактики не втыкай вилку в розетку.
Для техники СССР - это аксиома (для меня, во всяком случае).
Среди большой части любителей аудиотехники бытует твердое убеждение, что "копанная" техника - это уже не то. "Рукожопые" мастера все портят. Возможно...
НО! Советская техника, стоит это признать, "клепалась" для выполнения плана. Настройка, а тем более и подбор радиоэлементов производились весьма поверхностно. Это первый довод.
Второй, самый оспариваемый. Откройте паспорт на любой электролит - срок годности - не более 10 лет! Сколько прошло? Три, а иногда четыре раза по столько. Если в импортной аппаратуре изменение параметров в следствии высыхания электролитов еще не так заметно, то в советской - это бич!
Третий, для любой электроники с механическими элементами обязательна их промывка и смазка. Пассики и прочая резина тоже не живут веками. Здесь, кстати, советские аппараты более выносливы. Попробуйте запустить, например, ТЕАС Х-10 после десяти лет простоя, сразу влетите на двигатель тонвалов и транзисторную группу подмотки. А это хорошие деньги!
Как Вы поняли, я не просто нехристь, я еретик для ценителей "некопанной" техники. Мой подход - разобрать до последнего винтика, убрать все, что снижает надежность хоть на процент, заменить компоненты, которые в силу развития технологий, гораздо интереснее конвейерных и пользоваться аппаратом еще 40 лет без вскрытий.
В отличии от радиолюбителя 80-х у нас нет дефицита радиодеталей, на замену паяльникам для сварки кастрюль пришли паяльные станции. Великолепные измерительные приборы и инструменты в широчайшем ассортименте. Сейчас есть все для проведения профилактики и качественного ремонта. Наверняка в комментариях всплывет желчный парень и будет что-то нудить про "колхоз"....Какой "колхоз", ребята? Сейчас у среднестатистического любителя такой парк станков и приборов, что "Лепсе" 80-х нервно покуривает.
Я контактирую с людьми, которые делают металлические панели, платы, пассики, ролики, шестерни и т.п. с качеством гораздо выше заводского, времен производства.
Еще один вопрос, внешняя идентичность. Почему только внешняя?
Сейчас у меня проект - "АРКТУР-004"....очень трудно сдержаться и оставить в первозданном виде, например, фонокорректор и предусилитель на КТ315. Кстати, представляю радиолюбителя прошлого века в магазине "Чип&Дип" - первая мысль, "скупить японские транзюки и заменить заводской хлам!"... Так и не надо сдерживаться.
Вернемся к внешнему виду. Не все аппарата имеют коллекционную ценность. Если у Вас "Олимп-006" или TEAC-Z7000 - покушаться на изменение внешности - страшный грех!!! И пусть отсохнут руки у каждого, кто покусится на редкий аппарат!
Но тот же "Арктур-004" выпускался большими тиражами. Почему бы не придумать внешний апгрейт?
Много советских аппаратов имеют великолепные технические характеристики, но внешне нереально чудовищны. Первое место в этом списке у "Электроники Д1-012". Дизайнер явно не любил как минимум свою работу, а скорее всего и Родину тоже. В сети масса фото, где умельцы доводят внешность этого аппарата до ума.
Каюсь, грешен, покушался на внешнюю аутентичность даже SHARP GF-800 и 939. А что делать, если прежние хозяева насиловали технику, как варвары?
Мой вывод - для продления жизни винтажной аппаратуры ОБЯЗАТЕЛЬНА глубокая профилактика. Мало того, профилактика и доработка при использовании современных достижений прогресса может значительно улучшить характеристики аппаратуры.
Спасибо за внимание!