Этот французский композитор писал музыку, не похожую на ту, что звучала в европейском музыкальном водовороте второй половины XIX века.
Если попробовать составить список из нескольких самых известных композиторов, то первым делом в голову приходят композиторы Германии и Австрии: Бах, Бетховен, Моцарт. Ну, правда!
Вот поэтому композиторы Франции, России, Скандинавии, Испании хотели создать что-то "своё". Конечно, им это удалось! Национальные композиторские школы России, Испании, скандинавских стран известны во всём мире. Но об их направлениях, шедеврах, композиторах - в другой раз.
Сегодня вспомним необычного композитора, с репутацией экстравагантного чудака, "предсказателя" развития музыки ХХ века - Эрика Сати. Тем более, что 2021 - год 155-летия со дня рождения этого композитора.
Хорошо кто-то сказал о Сати: " Он начал европейскую музыку с самого начала. На переломе ХХ века вдохнул новую жизнь в григорианский хорал".
Здесь нужно уточнение, потому что возникает вопрос: "В чём новизна?"
Сати не использовал оперные принципы Вагнера и симфонические достижения Бетховена, образы романтиков, идеи борьбы и метаний духа. Он всегда высмеивал и пародировал академическое искусство, Парижскую консерваторию, в которую поступал два раза, но так и не захотел окончить.
В своих произведениях Сати не развивал и не выделял мелодию. У него важны все элементы. Поэтому в его музыке нет движения и развития к кульминации и финалу, как это было у классиков. Нет виртуозных эффектов, мощного изложения. Сати сам говорил о своей музыке, что она - "длящаяся сиюминутность", "оазис неподвижности".
Некоторые его произведения не имеют деления на такты, возле ключа он не ставит размер (григорианские хоралы тоже на такты не делились и не имели чёткого метра). Много диатоники, последовательностей аккордов, которые напоминают средневековый жанр монодии и хорала. Но зато в этих произведениях сразу появляется особое ощущение: погружение во что-то захватывающее, необычное и интересное.
В 1888 году Сати написал прекрасную музыку для фортепиано, "Три гимнопедии". Интересные пьесы, необычные. Три вариации на тему, но без показа самой темы.
Смысл классических вариаций всегда был такой: показать разные фактуры, характеры, тональности основной музыкальной мысли. Но "Три гимнопедии" - это три похожих варианта одного и того же материала, как взгляд на предмет с трёх сторон. И здесь возникает интересный эффект: слушатель теряет ощущение времени, как будто он видит вращающийся предмет и уже не знает, где начало, а где - конец.
Друг Сати, известный французский композитор Клод Дебюсси, сделал оркестровку "Гимнопедий". В начале ХХ века их даже иногда исполняли в концертах, но они всегда казались бледными и немасштабными по сравнению с большими симфоническими произведениями.
Тем не менее, один из исследователей творчества этого композитора говорил, что Сати - единственный композитор, чьими произведениями можно наслаждаться, совершенно не разбираясь в музыке.
Эти слова подтверждает тот факт, что с появлением звукозаписи "Гимнопедии" стали доступны широким массам слушателей и оказалось, что эти пьесы пришлись публике по вкусу. Они удачно вписались в новые сферы использования, коммерческие идеи и вообще вышли из мира высокого "недоступного" искусства. Теперь они могут звучать в романтических подборках на свадьбах, фоном на выставках и в барах, чуть ли не в лобби отелей. И этот поворот в восприятии отлично вписывается в концепцию, которую сам же Сати и разрабатывал.
Он сам придумал, активно внедрял более 100 лет назад эту идею, говорил о музыке, как о "статической звуковой декорации, как мебель или обои". Для своей музыки он сам предложил название: "мебельная музыка". И он сам хотел, чтобы его музыка была частью окружающих звуков.
Наверняка Сати порадовался бы, что сейчас его произведения часто звучат, как фон для других дел и занятий.
В музыке такого плана много повторов, чередований элементов с определённой ритмичностью. Она похожа на узор, только музыкальный. Этот "узор" не разрабатывается, в нём нет главной особенности романтической музыки - развития и накала страстей. Информация идёт непрерывно. И такая форма стала актуальной для музыки ХХ века. И придумал её французский композитор Эрик Сати.
Музыка "для фона" и должна быть структурированной и несложной. Для её исполнения не нужна виртуозная техника. Но важно настроение и состояние исполнителя. А слушателю такая музыка даёт как концентрацию, так и отдых.
Но не всё так просто, мило, понятно с творчеством и личностью этого композитора, как я здесь обрисовала! Ведь, Эрик Сати - композитор с "репутацией экстравагантного чудака". Все так говорят и пишут. Значит, есть на то причины...
Конечно, причуды этого человека не идут в сравнение с эпатажем и поведением многих современных "звёзд". Но для своего времени Сати выглядел странным типом. Даже его младшая сестра признавалась:
" Моего брата всегда было трудно понять. Он казался не совсем нормальным".
И это видно на примере названий, которые Сати давал своим произведениями: "Пять ухмылок, или Усы Моны Лизы", "Вальс шоколадных миндалин", "Вещи, увиденные справа и слева без очков", "Настоящие вялые прелюдии (для собаки)", "Три пьесы в форме груш" (на самом деле их 7) и многие другие названия не менее странные и нетривиальные.
Есть у него произведение, которое называется " Досада" (Vexations) или "Раздражение". Состоит из небольшой темы, которую нужно повторить 840 раз(!). Максимум, можно и меньше, по желанию исполнителя.
Конечно, это сочинение не пользуется большой популярностью, хотя иногда его всё-таки используют в качестве способа доведения публики до бешенства, прикола или эксперимента, но не серьёзного выступления.
Концерт, на котором это произведение исполнялось впервые, начался в 18.00. Каждые два часа выходил "на подмену" новый пианист. Слушатели ходили туда-сюда, кто-то спал, кто-то занимался своими делами. Концерт закончился в 0:40. И это был самый длинный концерт фортепианной музыки.
На "премьере" 840 раз пьеса не звучала. Для полного воспроизведения этого сочинения нужно...18 часов. Слабо? Да, слабо...Просто жесть какая-то!))
Странности Сати, как композитора, проявились в его балете "Парад". Кроме обычных инструментов в нём звучит сирена, стрекочет пишущая машинка и пронзает уши звук свистка.
Музыкантам, которые будут исполнять его сочинения, Сати давал указания: "открыть свой ум", "войти в роль ясновидца", "смейся, но так, чтобы никто не увидел", "без гордости", "на кончиках задних зубов". Или предлагал какой-нибудь пассаж играть по желанию (или не играть), повторять до бесконечности (или не повторять), закончить игру, если надоело.
В общем, всё это выглядит либо весело, либо странно. Всё зависит от уровня "ш@зы" исполнителя, отсутствия у него стереотипов и определённых норм приличия.
Как творческая личность, Сати считал, что важно быть уникальным, узнаваемым, "не как все".
И он таким был!
- Одно время его гардероб состоял из 12 абсолютно одинаковых костюмов серого цвета (потом он прикупил себе "богемскую униформу": цилиндр, длинный сюртук, широкий галстук).
- Ел он только то, что имеет белый цвет: яйца, молоко, белая рыба, молотые кости, кокосовые орехи и т.д. Кипятил вино.
- Жил бедно, но не потому, что был неудачником по жизни. Бедность аскета - вот его выбор. В каморке, в которой он поселился, уехав из Парижа, кроме стола, продавленной кровати и расстроенного пианино мало что ещё было.
- Писал Сати красными чернилами, красиво, каллиграфически. "Нотный почерк" - идеальный, мечта любого переписчика.
- Своим творчеством и взглядами он постоянно делал вызов обывательским вкусам. Увлекал молодёжь своими бунтарскими идеями в искусстве.
- Он был очень разным: мог написать песенку для кафешки и симфоническую драму по Платону без игры на публику. Мог яростно защищать какую-то идею, а потом разнести её.
- В Париже он был знаменит своими колкостями и меткими изречениями в адрес известных музыкантов, "был наполнен лукавством и умной злостью". Любил троллить публику.
В 1916 году Сати предложил одному кутюрье использовать новый приёмчик: в магазинах и салонах должна звучать ненавязчивая музыка. И такая музыка была написана. Пьесы "Меблировочная музыка, изобретённая Эриком Сати" (композитор считал, что он именно "изобрёл" эту музыку) прозвучали через несколько лет, правда, не в магазине.
В 1920 году Эрик Сати вместе с единомышленниками решили поиграть "Меблировочную музыку" в антракте между отделениями концерта. Но ничего не вышло: вместо того, чтобы пообщаться, сходить в буфет или по другим делам, публика уселась в кресла слушать. Впервые в истории композитор был не доволен тем, что его музыку слушают. Вот такой парадокс!
И сам композитор Эрик Сати во всём был парадоксальным: и в жизни, и в творчестве, и во взглядах. Он был тапёром и одновременно серьёзным композитором.
Настоящее признание и понимание "всех предсказаний", новаторских идей и смыслов пришло к музыкальной общественности через 25 лет после смерти композитора, в середине ХХ века. И среди современных слушателей оказалось очень много любителей музыки Эрика Сати.
В его жизни могло быть всё, что угодно...
Примечания:
Часто имя и фамилию этого композитора произносят неправильно: путают с Эриком Клептоном и забывают про ударения во французском языке. Правильно: ЭрИк СатИ;
"Гимнопедия" - праздник в древней Спарте с военными танцами, гимнастическими упражнениями. Но в творческом сознании Эрика Сати это слово уж точно имеет другой смысл, точнее, два: поэтический и непристойный (подробностей нет).