Драка, схватка – непременное событие в произведении. Хороший повод обозначить конфликт, подчеркнуть расстановку сил, показать героя и его противников. Только «написать» драку человеку, который не имеет о ней ни малейшего представления, очень трудно. Кто пишет – мужчина или женщина – неважно.
Эпизод с дракой, поединок, бой – всегда драма (если это не в юмористическом произведении). Она круто меняет сюжет независимо от того, выиграл или проиграл герой. То есть она практически всегда кульминация определенной части сюжета. Кроме того, схватка – важная часть батальной сцены. Батальные сцены – битвы, с одной стороны, это описание в целом больших борющихся групп, с другой – деталями «выхвачиваются» главные лица, моменты боя.
Недостоверная драка разочарует читателя. Есть приемы, правила, которые позволят писателю «сделать» отличную схватку. Я не буду говорить о поединках магов, человека с монстром, «пьяных» драках и т.п. – только о схватке человека и человека. Дело в том, что все названные выше схватки имеют особенности, но, воспользовавшись моими материалами, вы сможете написать и их.
Сегодня расскажу о канонах и спонтанных «правилах», о том, чьими глазами описывать драку.
Каноны и спонтанность
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Поединок, турнир, дуэль, игровой или учебный бой, жанровая схватка (то есть с выбором вида борьбы) и т.д. – закреплены в определенных культурах и имеют определенные правила. Даже если вы пишете фантастический роман или фэнтези, стоит подумать – нарушать правила или нет.
Например, опытный читатель всегда заинтересуется, каким образом «нерыцарь» стал участником рыцарского турнира, куда делись оруженосцы, и почему дама сердца повязала ленту не туда, куда положено.
Для обычной схватки между человеком и человеком характерны подставы, нечестные приемы, обман, неожиданное оружие и прочее. Если в канонной схватке за этим неизбежно последует наказание, то в обычной возможна победа. Важно помнить, что, если подобным занимается главный герой, то все нечестные маневры не должны приниматься читателем за подлость. Этого можно избежать, если герой поступает нечестно тогда, когда у него нет другого выхода.
Однако и в таком бою, драке возникают спонтанные правила, которые либо оговариваются участниками заранее или в ходе драки, либо являются нормой, проявлением воспитания, кредо участника и действуют на подсознательном уровне.
Спонтанные правила, в отличие от канонов, могут быть разными для участников (о чем они могут и не знать), могут нарушаться. Так, например, правило дворовых драк «лежачего не бить» может быть нарушено, если важна победа любой ценой.
Именно спонтанные правила, «вбитые» с детства, часто не позволяют благородному герою сразу победить антагониста. В отличие от кино, писатель может и должен объяснить читателю, с чего вдруг герой тормозит, увидев кровь противника.
Одно из важнейших правил любых драк – это определение, до какого момента ведется схватка: до падения с коня, до первой крови, до потери оружия, до потери сознания, до серьезного ранения, до словесного или иного признания поражения, до гибели участника… Вариантов множество. Если «канонные» схватки закрепляют такое правило, то в обычных все зависит от цели дерущихся.
Важно, что именно момент завершающего удара является кульминацией драки.
Фокус, или «чьими глазами» показывать драку
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Все фокусы имеют свои плюсы и минусы.
► От первого лица – героя
Минусы: герой в схватке не видит того, что происходит вокруг. Размышления о выборе удара, воспоминания, философские вставки, внутренние монологи о мотиве и прочее – это все возможно, но значительно снизит динамику драки. Кроме того, в этом случае трудно передать эмоции героя, а уж противника – тем более. Об эмоциях в драке я еще расскажу. И конечно, герой вряд ли будет подробно описывать действия и реакции.
«Я пропустил удар в солнечное сплетение. Согнулся от боли, не удержался на ногах и упал… Ромуальд гнусно захохотал, ткнул меня ботинком в бок и занес меч…» – это плохо.
Плюсы: вывод героя на первый план. Сосредоточенность только на действиях героя (всегда трудно показать действия обоих участников). Возможность показать драку как бы «изнутри» при минимуме деталей, описания эмоций и т.д. делает ее быстрой, динамичной. Подчеркивается речь героя.
«Драться не люблю, но умею. Жалко, кухня тесная, не развернуться.
Я вылетел из-за стола, молча, без замаха, врезал кулаком правой прямо в основание веснушчатого носа. Брызнула кровь. Негуляев отпустил девушку, схватился за лицо. Не раздумывая, я добавил ногой по коленке. Он сложился, упал грудью на стол, схватил нож, но подняться не успел.
— Беги! — я не глядя толкнул Ангелину к двери, бросился к Негуляеву, схватил за волосы, долбанул о столешницу, одновременно, до хруста, отгибая руку с ножом.
— Убью! — взвыл Негуляев.
Ага, два раза. Кажется, я палец ему сломал, выворачивая нож из кисти. Вывернул и оттолкнул Негуляева к стенке. Будь он худым, плохо бы нам пришлось, а так он застрял между столом и шкафом, матерясь и угрожая с нами расправиться.
«Ой, мамочки!» — услышал я за спиной. Ангелина стояла на крыльце, она никуда не ушла». (А. Ладо, «Я люблю привидение»)
► От рассказчика (наблюдателя)
Минусы: а будет ли интересен читателю показ драки от лица второстепенного героя? Второй герой – напарник, друг, любимая девушка – хорошо. Случайный прохожий, хозяин таверны, ничем не примечательный персонаж из окружения – плохо.
Плюсы: непредвзятость, взгляд со стороны, такой подход хорош в начале романа, когда «собирается» будущее окружение героя, или же это не схватка героя, но он в ней оказывается.
«Эльф покачнулся в седле, и Берктгар подхватил его свободной рукой. Варвару вдруг показалось, что битва вокруг них стихла, как будто он и благородный эльф оказались вдвоем в глухом закутке. А вокруг продолжали сражаться рыцари и не подпускали к ним врагов.
Берктгар осторожно опустил Беснелла на землю. Эльф взглянул на небо пустыми золотистыми глазами.
— За благо всех добрых людей, — одними губами произнес он, но Берктгар, хвала Темпосу или какому-то другому богу, наблюдавшему за сражением в Долине Хранителя, расслышал каждый звук.
Могучий варвар кивнул и молча подложил камень под голову мертвого эльфа». (Р. Сальваторе, «Осада тьмы»)
► От рассказчика (писателя), от 3-го лица
Минусы: трудно выдерживать достоверность. Очень трудно соблюдать равновесие показа, последовательность, чередование действий. Часто бывает невольный переход писателя в сторонники одного из участников, и тогда второй получается статичным.
Плюсы: возможность показать все: и место, и оружие, и окружение, портреты участников, контраст характеров и саму драку в подробностях. Точная дозировка в показе эмоций, действий, реакций. Показ того, что не видят участники (обманный маневр, неожиданное оружие, близкая помощь и т.д.)
"– Я никогда не отказываюсь от выпивки, – сказал Язон, подошел и взял бутылку.
Поднимая ее к губам, он поймал быстрый взгляд старухи, которая тотчас склонилась над своей работой. За спиной он услышал шорох.
Язон отпрыгнул, бросив бутылку, дубинка пролетела рядом с головой, задев плечо. Не глядя, Язон ударил ногой и попал в живот ученику жонглера. Тот согнулся и выронил железную палку.
Орайал, который больше не пил, вытащил из-под шкур двуручный меч и замахнулся. Хотя удар дубинки лишь скользнул по плечу Язона, его правая рука онемела, но левая была в порядке, он увернулся от меча и схватил жонглера за горло, прижав большим и указательным пальцами сонную артерию. Старик судорожно глотнул и упал без сознания.
Опасаясь за свои фланги, Язон не упускал из виду старуху, которая извлекла откуда-то длинный пилообразный нож – камач жонглера оказался складом оружия –и попыталась напасть. Язон бросил жонглера и перехватил кисть старухи так, что нож выпал.
Все это заняло около десяти секунд. Орайал и его подмастерье беспорядочной кучей лежали друг на друге, а старуха подвывала у костра и растирала запястье". (Г. Гаррисон, «Конные варвары»).
Выбор фокуса зависит от той цели, которую писатель ставит перед собой, описывая драку. А вообще показ драки, как правило, дается в стиле всего повествования.
Подведем итоги, итак:
1. Драка – всегда драматическое событие, если это не юмористическое произведение.
2. Драка – важнейшее событие в сюжете. Она практически всегда является кульминацией определенной части сюжета.
3. Важнейший элемент в структуре драки – до какого момента она ведется. Именно он определяет кульминацию драки.
4. Драка по канонам и спонтанная драка описываются по-разному.
5. Драка по канонам предполагает уже существующие правила, традиции, ритуалы, сохраняемые в определенном жанре.
6. Спонтанные «правила» всегда влияют на исход драки, могут нарушаться.
7. В обычной драке допустимы нечестные приемы. Чтобы читатели не сочли такие приемы подлостью, герой должен оказаться в безвыходном положении.
8. Показ драки дается глазами того, от чьего лица ведется повествование. Стоит учитывать плюсы и минусы любого фокуса.
9. Резкое изменение стиля описания драки должно быть логично, оправданно.
10. Выбор фокуса зависит от той цели, которую писатель ставит перед собой.
В следующей статье на эту тему я расскажу об участниках драки, их мотивах, целях и поведении.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.