Если посмотреть на немецкие, а затем на советские танки времен Второй мировой войны, то можно заметить одно важное различие. На многих, хотя и не на всех, танках вермахта имеется дульный тормоз. У советских танков он чаще всего отсутствие и встречается только на САУ с крупным калибром, а также у некоторых поздних тяжелых танков вроде ИС-2. При этом далеко не все знают, что советские танкисты буквально противились установке дульного тормоза. Почему?
Для начала следует разобраться с тем, какую функцию на пушке в принципе выполняет дульный тормоз. Главное назначение дульного тормоза – это поглощение энергии отдачи. С таким устройством пушка откатывается на 50-60% меньше, что позволяет существенно сократить габариты противооткатного устройства. Для танков и САУ это особенно важно, так как пушка занимает меньше места под броней, а значит и профиль машины можно сделать ниже и уже. Кроме того, дульный тормоз отводит большую часть пороховых газов из ствола, тем самым серьезно повышая комфорт работы экипажа за счет сокращения загазованности внутреннего пространства боевой машины в момент выстрела.
ЕСЛИ ВАМ НАДОЕЛО ЧИТАТЬ, МОЖНО ПРОСМОТРЕТЬ СТАТЬЮ ЗДЕСЬ:
В конечном итоге дульный тормоз позволяет использовать более мощные и длинные орудия при тех же габаритах танка или САУ. Он повышает начальную скорость снаряда, а значит растет и мощность выстрела. Повышается боевая эффективность танка. Правда, есть у дульного тормоза и ряд недостатков. Именно они и делали его крайне нежелательным для советских танкистов.
Во-первых, разлетающийся от дульного тормоза пороховой газ серьезнейшим образом ограничивает видимость наводчика, затрудняя его работу по наблюдению за целью. В ряде случае газ и поднятая им пыль даже могут загрязнить оптику наводчика. Во-вторых, вырывающийся дым решительно демаскирует танк во время совершения выстрела, лишая его таким образом тактического превосходства и эффекта неожиданности при следующем выстреле. В-третьих, советские танки активно применялись для маневренных атак и контрнаступлений в том числе в качестве десантных средств. Однако, разлетающийся горячий газ мог травмировать людей на броне, что сделало бы невозможным сочетание перевозки и одновременных выстрелов.
В итоге советские танкисты предпочли менее мощные орудия для сохранения тактической гибкости средних и некоторых тяжелых танков. Кстати, на почти всех современных танках классический дульный тормоз так же отсутствует.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<<
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про САУ: короткая и насыщенная жизнь «охотников на танки» Второй мировой войны.
Источник: https://novate.ru/blogs/250221/57985/
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
1. Почему нельзя пытаться залезть на платформу, если упал на рельсы в метро
2. Пистолет Леркера и Куппини: почему успешное оружие для самообороны запретили
3. Почему у танков гусеничные пальцы смотрят шляпкой внутрь, а у тракторов - наружу (видео)