Недавно я рассказывал о бывшем служителе Фемиды из Подмосковья Валерии Сасе, устроившем по пьяни смертельную аварию в Ульяновске, который уже вышел на свободу и теперь работает адвокатом. А вот похожий случай, тоже из Поволжья, где главный «герой» – женщина в мантии.
ДТП со смертельным исходом случилось весной 2015 г. в Волгограде. Тогда судья Городищенского районного суда Волгоградской области 38-летняя Татьяны Рыжих возвращалась вечером с работы на своем кроссовере Kia с престижной «соткой» на госномере. Она решила обогнать грузовик с прицепом и выехала на разделительную полосу – при том, что дорога в этом месте имеет по две полосы для движения в каждую сторону, разделенные сплошной линией разметки. Скорость судейской машины была очень высокой, по словам очевидцев, никак не меньше 100 км/ч. Во время этого опасного маневра она зацепила стоявших на разделительной полосе двух человек – братьев Егоровых. От удара судейской машины их отбросило в бампер встречной «Лады», а от нее на асфальт проезжей части, где по одному из них еще и проехал Chevrolet. Оба брата погибли на месте.
Грубо нарушив правила, что привело к смертельной трагедии, судья и не подумала остановиться. Вместо этого она еще больше притопила педаль газа, увеличивая себе срок, и скрылась с места ДТП.
Затем она предприняла все возможное, ну разве что кроме сжигания своей машины, чтобы нельзя было узнать, кто находился за рулем. Она бросила автомобиль на окраине города, предварительно скрутив с него регистрационные номера.
Однако это беглянке не помогло. По записям камер и регистраторов без особого труда удалось установить водителя, правившего умчавшимся кроссовером.
Судья очень долго упиралась и отпиралась, заявляя сначала, что за рулем была не она, потом – что машину у нее угнали. Затем стала утверждать, что пешеходов сбила не она, а ехавшая встречным курсом «Лада». В общем, всячески извивалась, наподобие гадюки, чтобы избежать ответственности за содеянное, норовя при этом еще и ужалить, пользуясь своей неприкосновенностью и служебным положением.
Она даже выдвигала версию о том, что приняла удар по своей машине за попытку покушения на ее драгоценную жизнь – мол, кому-то она сильно насолила, будучи судьей. Потому, дескать, и не стала останавливаться. Однако не смогла объяснить, почему позже не сообщила о «покушении» компетентным органам.
Привлечь судью к ответственности – дело очень непростое. Уголовное дело возбудили спустя почти полтора года – осенью 2016 г. Решения Квалификационной коллегии судей Рыжих активно оспаривала, но это ей не помогло. Судейскую мантию отобрали, федеральным судьей она проработала всего 2,5 года.
Только в августе 2019 г. Волгоградский областной суд признал Т.Рыжих виновной по ч. 5 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) и вынес приговор: 5 лет колонии-поселения и 2 года потом не садиться за руль. Кроме этого – выплатить матери и жене погибших по одному миллиону рублей. Суд почему-то не счел отягчающим оставление места ДТП и попытку избавиться от улик.
Но и этот мягкий, в общем-то, приговор потерявшей мантию судье не понравился. Она обжаловала его несколько раз, бомбардируя суды, вплоть до Верховного, то кассационными, то надзорными жалобами. Последняя подана этим летом и пока не рассмотрена.
Но поблажки ей все же добиться удалось: ВС скостил ей один год, уменьшив срок лишения свободы до четырех лет. Но ей нужно полное оправдание.
Снижая назначенный срок, ВС высосал из пальца в действиях погибших пешеходов нарушения двух пунктов ПДД – 4.3 и 16.1, что якобы способ-ствовало трагедии. Им вменено нахождение на загородной дороге в темное время суток без светоотражателей и переход автомагистрали, что вообще не может быть по ПДД. По-моему, в этом вопросе судьи ВС повели себя не профессионально. Не знаю, насколько темно в Волгограде в поло-вине девятого вечера в конце апреля (сильно сомневаюсь), но требование к пешеходам обозначать себя светоотражателями стало обязательным лишь с июля 2015-го, а ДТП случилось, напомню, в апреле. И переход автомагистрали погибшим братьям уж точно вменить нельзя. Судьи повелись на слово магистраль в названии дороги, совершенно забыв народную мудрость – не все то золото, что блестит. Так и не все то, что на местном диалекте именуется магистралью, является автомагистралью в соответствии с ПДД. Дорога, где произошло страшное ДТП, называется Третьей продольной магистралью и является по сути окружной дорогой, ведущей в обход центра города. Она проходит как по городской черте, так и за городом. Место ДТП находится вне населенного пункта.
Однако сама дорога не является автомагистралью, поскольку не обозначена соответствующим знаком. Она ею просто не может быть, так как технически не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к таким типам дорог: встречные потоки транспорта не разделены на две проезжие части (барьером или газоном), есть одноуровневые пересечения, ширина недостаточная, ну и само качество дорожного покрытия, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Причем очень сильно оставляет. А если поблизости нет пешеходного перехода, то и переходить ее можно где угодно – лишь бы безопасно.
Несмотря на то, что приговор в силу уже вступил в ноябре 2019-го, в колонии Рыжих так и не побывала. Вольно или нет, но помогли ей в этом сотрудники волгоградской ФСИН. Начальник местного УФСИН срок направления осужденной к месту отбывания наказания многократно продлевал без вручения ей соответствующего предписания. Допродле-вался... Пока шло следствие, Рыжих, уже будучи разведенной (развелась после ДТП), умудрилась забеременеть и попросила об отсрочке приговора. Суд предоставил отсрочку, но только до родов. В сентябре 2020-го она родила сына. После этого ее адвокат снова подал ходатайство об отсрочке, указав, что осужденная является матерью-одиночкой, воспитывая новорожденного сына и несовершеннолетнюю дочь.
Волгоградский областной суд удовлетворил ходатайство, предоставив отсрочку на 14 лет. Он исходил из интересов новорожденного ребенка, нуждающегося в надлежащем уходе.
Происходящее в городе на Волге очень сильно напоминает то, что было в городе на Ангаре 10 лет назад. Тогда дочь главы иркутского избиркома Анна Шавенкова, сбив на тротуаре одну молодую женщину насмерть, а другую сделав пожизненным инвалидом, тоже получила сначала отсрочку до родов, затем – на 14 лет. А потом и вовсе была амнистирована по случаю 70-летия Победы, хотя и не имела к ней никакого отношения.
Не будем забывать о том, что последняя (но последняя ли?) жалоба в ВС подана уже после того, как осужденная стала матерью во второй раз. Так что перспективы соскочить у нее очень хорошие. Тем более, что приближается 80-летие Победы.
Интересные метаморфозы происходили и с ее автомобилем (который на самом деле не ее, а ее мужа, теперь уже бывшего), столкнувшим двух молодых мужчин под колеса «Лады». Но об этом в следующих публикациях.