В момент выстрела из основного танкового орудия, как и из любого другого огнестрельного оружия, образуются пороховые газы, которые и толкают снаряд из ствола своим давлением. Но давление этих же газов действует и в противоположную сторону, из-за чего ствол орудия движется назад. Этот эффект называют отдачей.
Снизить силу отдачи призваны специальные противооткатные устройства, которые устанавливаются как на танках, так и на артиллерийских орудиях. Но как её еще можно уменьшить? Да с помощью всё тех же пороховых газов.
Если взглянуть на танки времен Второй мировой войны, то можно заметить, что на дульной части ствола многих боевых машин присутствовала небольшая, но эффективная деталь – дульный тормоз (ДТ).
Принцип работы дульного тормоза
Во-первых, ДТ изменят направление движения вырывающихся, вслед за снарядом, пороховых газов на перпендикулярное. Таким образом, снижается эффект "ракетного двигателя", толкающего ствол пушки назад. Во-вторых, в дульном тормозе предусмотрены перегородки, расположенные перпендикулярно оси ствола. В момент, когда газы достигают устройства, они ударяют в эти перегородки, что создает силу, толкающую ствол вперёд. Эта сила действует в направлении, противоположном движению противооткатных устройств, компенсируя силу отдачи.
Применение
Возвращаясь к боевым машинам второй мировой войны можно обратить внимание, что на многих немецких танках, таких как Т-4, "Пантера" и "Тигр", дульный тормоз присутствовал. Советские же военные были противниками этого устройства. ДТ устанавливался только на крупнокалиберных, на тот момент, советских танках ИС-2 и самоходных артиллерийских установках ИСУ-152.
Побочные эффекты
Негатив советских военных к дульному тормозу на танках обусловлен наличием некоторых побочных эффектов устройства. В первую очередь, к минусам ДТ относят демаскировку танка в момент выстрела. За счёт выхода пороховых газов в стороны, поднимается большое облако пыли, снега и т.д.
Кроме того, наводчик теряет возможность наблюдения за целью до того момента, пока это облако не осядет. А в зимних или дождливых условиях, после выстрела из пушки с дульным тормозом, смотровые и прицельные устройства и вовсе могут быть залеплены грязью и снегом.
Помимо названых минусов, существует и угроза для союзной пехоты, которая находится рядом с танком, либо на броне. Во-первых, пороховые газы, распространяющиеся в стороны, имеют высокую температуру. Во-вторых, звук выстрела начинает больше распространяться в стороны, что тоже, мягко говоря, не очень приятно для находящихся неподалёку солдат.
А если сам ДТ получает какое-либо повреждение, то танк сразу же терял свою боеспособность. Ведь стрелять из такого орудия категорически запрещено.
Современные основные боевые танки производят без установки дульного тормоза. С отдачей прекрасно справляются противооткатные устройства.
Кроме того, с появлением бронебойных оперенных подкалиберных снарядов, применение ДТ стало невозможным. Ведь поддон БОПС'а отделяется при выходе из ствола, под воздействием набегающего потока воздуха. В случае с ДТ, поддон может сорвать до выхода снаряда из него.
В наше время дульным тормозом оборудуются самоходные артиллерийские установки и артиллерийские орудия. А у французов имеется опытный образец танка "Леклерк", со 140-мм. пушкой, на который они были вынуждены его установить, чтобы максимально снизить мощнейшую отдачу орудия такого калибра.
Больше статей: M1A2 "Абрамс" | Т-14 "Армата" | "Леопард 2" | Type-90 | "Челленджер 1" | "Челленджер 2" | Т-64Б | "Меркава" | Т-72 | K2 "Черная пантера" | "Валентайн" | T-90 | Type 99A2 | PT-91 "Twardy"
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Милитари Клан!