Найти в Дзене

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Оглавление

В науке все ещё ведутся споры о том, когда в истории человечества закончились средние века. Однако искусствоведы и культурологи считают, что завершение тысячелетнего периода европейского средневековья произошло на рубеже XIII–XIV веков в Италии, где в это время началась одна из интереснейших эпох в человеческой культуре получившая название Возрожде́ние или Ренесса́нс (от фр. renaissánce).

Впервые этот термин использовал итальянский художник, архитектор и писатель Джо́рджо Ваза́ри (1511–1574) в своей книге «Жизнеописание великих живописцев, ваятелей и зодчих» применительно к периоду итальянского искусства с 1250 по1550 годы.

Джоржо Вазари. Автопортрет
Джоржо Вазари. Автопортрет

Почему же этот период назвали Ренессанс, и что способствовало его зарождению на итальянской земле? Дело в том, что Италия, в отличие от других западноевропейских стран имела более древнюю историю – она являлась центром некогда могущественного государства - Древний Рим.

Архитектурные и исторические памятники, сохранившиеся от эпохи расцвета Римской Империи, всё ещё стояли на этой земле, поражая воображение средневековых европейцев своими масштабами, величием, соразмерностью, красотой и гармонией пропорций. То тут, то там, периодически находились римские, а иногда и греческие статуи. А из соседних, граничащих с Италией, стран (сначала Византии, а затем Турецкой Империи) в Европу проникали научные и философские труды античных авторов (часто в виде переводов с арабского языка).

Благодаря этому, появлялся интерес к той далекой эпохе, называемую Античностью, и которая в течение средних веков была практически предана забвению. Мировоззрение человека, сформированное почти тысячелетним периодом средневековья, постепенно начало меняться. Причем, в основе этих изменений оказались представления об античной культуре, как идеальном «золотом веке» человечества, отринутом когда-то средневековьем.

Именно культура Древней Греции и Древнего Рима становится непререкаемым авторитетом и образцом для подражания в эпоху Ренессанса. Представители этого периода искренне считали, что возрождают Античность, и именно поэтому назвали своё время Возрождением (по-итальянски – «ринашиме́нто»).

Рафаэль. Афинская школа. Станцы Ватикана.
Рафаэль. Афинская школа. Станцы Ватикана.

Основным отличием мировоззрения представителей новой эпохи от средних веков стало изменившееся представление о человеке и его месте в мире. Если в средневековье центром мироздания считался Бог (теоцентри́зм), то теперь, постепенно, главенствующее положение начинает занимать человек, который объявляется венцом творения и царём природы. Такое мировоззрение получило название гумани́зм (от лат. «человечный»).

Необходимо отметить, что, разумеется, религия сохраняла свои позиции, и гуманисты Ренессанса не отрицали идею существования и могущества Бога, но, вдохновляясь трудами античных философов, утверждали идею богоравенства человека, его особую роль в мироздании, обусловленную наличием разума и воли.

Так итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пи́ка де́лла Мирандо́ла (1463–1494) в одном из своих трудов говорит от лица Господа о возможностях, полученных человеком свыше:

«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что в нём есть. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшие неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».
Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент плафона Сикстинской капеллы.
Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент плафона Сикстинской капеллы.

Основные достижения эпохи Возрождения

Благодаря идеям гуманизма, человек начинает освобождаться от церковных запретов и догм, получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя. Вместе с тем, он ощущает возрастающую потребность в реализации новых возможностей, в первую очередь - в научном познании мира.

Теперь, когда церковь, относящаяся к интеллектуальному поиску настороженно и даже враждебно, не имеет прежнего авторитета, начинается невероятный всплеск научных открытий и технических изобретений. По словам Марсели́но Фичи́но, этот «новый» человек «измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким…».

Перечислим лишь некоторые из значительных достижений науки и техники эпохи Ренессанса:

  • Переворот в представлении о космосе и вселенной совершили великие деятели эпохи: Никола́й Копе́рник (1473–1541), обосновавший гелиоцентрическую систему мира (им было научно доказано вращение Земли и других небесных тел вокруг Солнца); Джорда́но Бру́но (1548 – 1600), заявивший о возможности существования бесконечного числа миров во Вселенной;
  • Ренессанс - время великих географический открытий: Христофо́р Колу́мб (1451–1506) в поисках морского пути в Индию достиг в 1492 году берегов нового, неизвестного тогда континента, который назовут Америкой в честь другого, не менее знаменитого, мореплавателя Аме́риго Веспу́ччи (1454–1512); первым же из европейцев, кто смог добраться до Индии по морю, был путешественник Ва́ско да Га́ма (1460–1524); новые контуры на географических картах появились и благодаря Ферна́ну Магелла́ну (1480–1521) командовавшему первой кругосветной экспедицией, в ходе которой был открыт пролив, соединяющий воды Атлантического и Тихого океанов, позже названный его именем.
  • Впервые со времен античности появляется возможность исследования человеческого тела и изучения механизма его деятельности, что стало основой современной научной медицины и анатомии. Это нашло отражение в трудах таких выдающихся ученых, как Миге́ль Серве́т (1509–1553), открывшего малый круг кровообращения, Андре́аса Веза́лия (1514–1564), оставившего многотомный труд по анатомии человека, Параце́льса (1493–1541), знаменитого алхимика, врача, основателя европейской фармакологии, одним из первых начавшего применять в медицине химические средства.
  • Создаются философские труды, определяющие место человека в мире и обществе (среди их авторов выделим Нико́ло Макиаве́лли (1469–1527)), а также разрабатываются теории «идеального» устройства человеческого общества, примерами которых являются «Уто́пия» То́маса Мо́ра (1474–1535) и «Город Солнца» Томма́зо Кампане́ллы (1533–1639);
  • Активно начинают использоваться компас и порох, изобретаются и находят широкое применение ткацкий станок и барометр. Следует отметить, как величайшее достижение человечества - создание в 1440 году Иога́нном Гуттенбе́ргом (1394 или 1399–1466 или 1468) печатного станка, изменившее технологию передачи информации и, тем самым, способствующее развитию мысли, науки и техники последующих эпох.

Такое количество открытий, заставляло человека думать, что ему подвластно всё, и что ещё чуть-чуть, и он с помощью собственного разума и воли откроет все тайны земли и неба.

Ян Матейко. "Коперник. Беседа с Богом"
Ян Матейко. "Коперник. Беседа с Богом"

Это внушало мысль о собственной значимости и, буквально, переворачивало в сознании выработанные церковью представления о мире, вселенной и, собственно, человеческих возможностях. Именно поэтому культура и искусство Возрождения, при сохранении важнейших религиозных традиций, тем не менее, приобретают всё более све́тский характер.

Ощущение свободы от контроля церкви, над человеческой личностью и разумом, словно захлестнуло людей, жажда знаний стала характерной чертой эпохи. Выдающиеся умы Ренессанса, в попытках постичь тайны природы и её законов, буквально хотели объять необъятное.

Это породило такую характерную черту Возрождения, как массовое появление разносторонних, универсальных личностей – людей, весьма успешно занимавшихся деятельностью одновременно в нескольких научных и творческих отраслях. Типичным примером человека эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452–1519), прославившийся не только как великий художник, но и как великий ученый-теоретик, и инженер-изобретатель.

Леонардо да Винчи. Чертежи
Леонардо да Винчи. Чертежи

Расцвет изобразительных искусств

Эта же тяга к познанию окружающего мира и, собственно, человека, стала причиной того, что Ренессанс становится расцветом живописи, не занимавшей до этого времени сколько-нибудь заметного положения, в соцветии искусств Западной Европы.

Желание познать окружающий мир и отобразить его таким, каков он есть, с присущей ему материальностью и объёмом, привело к отказу от следования средневековым иконографическим канонам, выработанным ещё в Византии (Византийская иконопись. Как начать её понимать), и созданию принципиально иного художественного языка.

Главным же достижением новой живописи стало открытие линейной перспекти́вы (её ещё называют геометрической или правильной, в отличие от средневековой – обратной). Впервые её научное обоснование дали итальянские учёные-математики и архитекторы Фили́ппо Брунелле́ски (1377–1446) и Лео́н Батти́ста Альбе́рти (1404–1472).

Суть этого новшества заключалась в следующем: при написании картины, художник мысленно определял некую точку, находящуюся на линии горизонта, к которой, затем сводились все линии, в очертаниях и контурах предметов. При использовании этого приёма художник изображал все объекты, как бы уменьшающимися в размерах, по мере их «удаления» от зрителя. Благодаря этому, создавалась иллюзия глубины пространства, его трёхмерности.

Неизвестный художник. Идеальный город. Пример использования линейной перспективы.
Неизвестный художник. Идеальный город. Пример использования линейной перспективы.
Невидимые линии перспективы
Невидимые линии перспективы

Это же открытие, теперь, позволяло живописцам изображать объёмными и тела людей в любых, даже весьма сложных позах, разворотах и положениях, то есть писать в ра́курсе - с перспективными сокращениями частей тел.

Андреа Мантенья. Мёртвый Христос. Пример изображения тела в ракурсе
Андреа Мантенья. Мёртвый Христос. Пример изображения тела в ракурсе

Именно попытка запечатлеть мир, где горделиво царствует человек, причём, запечатлеть его объективно и максимально точно, таким, как бы мы увидели его в зеркало, приводит к расцвету живописи и появлению великого множества одарённейших художников.

Исследователей культуры эпохи Возрождения поражает тот факт, что, пожалуй, ни одна художественная эпоха не давала миру, в столь короткий срок, такого количества гениев и талантов, причём, большая часть из которых жили и работали примерно в одно время и в одном месте!

Приведём слова искусствоведа Е. Яйленко:

«Никогда больше, ни до, ни после Возрождения, не случалось такого, чтобы на протяжении сравнительно короткого в масштабах всеобщей истории отрезка времени – около ста пятидесяти лет – жило и работало так много необычайно одарённых, гениальных людей. Если бы было возможно вывести точную математическую формулу, которая бы выразила соотношение между количеством гениев и всех остальных людей, живущих в один и тот же исторический период, для Италии эпохи Возрождения такой показатель оказался бы максимальным».

И неслучайно, практически все, кто пишет и говорит об этом историко-художественном периоде, приводят слова немецкого философа Ф. Энгельса, который абсолютно точно смог выразить то главное, чем так важна и неповторима была эта эпоха в истории человеческой культуры:

«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности».
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек

Периодизация искусства и культуры Возрождения

Поскольку родиной Ренессанса, его колыбелью и творческой лабораторией была Италия, то в истории искусства получили распространение итальянские названия, обозначающие столетия:

  • Проторенесса́нс, или предвозрождение – конец XIII–XIV века – трече́нто (трехсотые годы);
  • Раннее Возрождение – XV век – кватроче́нто (четырёхсотые годы);
  • Высокое Возрождение – последнее десятилетие XV век – первая треть XVI вева – чинквиче́нто (пятисотые годы);
  • Позднее Возрождение – вторая половина XVI века.

Со временем, идеи гуманизма из Италии проникли и в соседние с ней европейские страны – Германию, Нидерланды, Францию, Англию, что повлияло на развитие их искусства и культуры. Время культурного и творческого подъема, лежащих к северу от Италии государств (конец XV–XVI вв.), принято называть Северным Возрождением.

О том, как началось Возрождение в искусстве Италии, его первых представителях читайте в следующей статье. А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале:

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Если вам интересна тема Возрождения, то рекомендую почитать:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"

Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?

Мазаччо - первый художник Ренессанса

Боттичеллевское настроение

Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?

Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи

Опять Джоконда?!

Рафаэль Санти - "певец Мадонн"

Рафаэль в Риме

Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт

Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость

Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость

Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал

Микеланджело - поэт

Венеция принимает эстафету

Загадки Джорджоне