Рассказывая о современном флоте, нельзя не рассказать об атомных подводных лодках. Для середины ХХ века и начала ХХI века подводные лодки стали для государств тем же, чем были дредноуты начала ХХ века - вершиной могущества, квинтэссенцией производственных усилий и самыми технологически сложными кораблями, постройка которых нешуточно напрягала силы государства.
Расскажу о различии проектов лодок (АПЛ - атомных подводных лодок) начала Холодной Войны - США и СССР соответственно.
Для первого этапа создания и освоения АПЛ в США характерен поисковый принцип: отрабатывалась конструкция корабля и определялись боевые возможности АПЛ при участии флота как Заказчика, и научно-промышленного комплекса. На этом этапе, например, не предъявлялись высокие требования к скорости полного подводного хода: опытный «Наутилус» мог развивать скорость 23 узла, серийные типа «Скейт» двадцать узлов, что было сравнимо со скоростями модернизированных дизельных лодок. Американские специалисты отдавали больший приоритет подводной автономности, возможности совершать скрытные переходы и длительно находиться в районах прилегающих к территории вероятного противника. Это подтверждается выполнением первыми американскими АПЛ походов в Арктику (3 августа 1958 года «Наутилус» достиг Северного полюса Земли) и заходами в ее советский сектор. Отсюда началось внимание американских кораблестроителей к проблеме снижения акустического поля ПЛ, первые результаты которого стали проявляться уже на кораблях следующего поколения. Советские же подводные лодки обладали более высокой подводной скоростью, что обеспечивало более быстрый переход в район действий, и позволяло атаковать быстроходные надводные корабли.
Американские конструкторы, в основном ориентировались на решения, полученные при проектировании ДЭПЛ «Тэнг». Первые АПЛ сохраняли значительное удлинение корпуса и протяженную — до 50-55% — цилиндрическую вставку. Носовая оконечность имела такую же форму носа как и XXI немецкий проект, а кормовая часть — новую форму, близкую к осесимметричной, с крестообразными рулями. Гребные валы (все лодки были двухвальными) проходили через горизонтальные стабилизаторы, как на германских ПЛ XXI серии. Ограждение рубки имело форму, аналогичную ПЛ типа «Тэнг», но располагалось ближе к носу.
Советские торпедные АПЛ, напротив, резко отличались по внешнему облику от послевоенных ДЭПЛ проекта 613 и 611. Несмотря на то, что они сохранили большое удлинение, корпус их имел форму, близкую к осесимметричной, с обтекаемым каплеобразным носом. Цилиндрическая вставка, как и у американских, была велика и составляла 50% длины корпуса. В кормовой части обводы поперечных сечений становились эллиптическими и постепенно сводились к плоским. Кормовое оперение — аналогично германским ПЛ XXI серии.
Видно, что немецкий богатейший опыт строительства подводных лодок во Вторую Мировую войну не был обойден вниманием по обе стороны океана.
У советской подводной лодки новая форма была придана ограждению рубки, которая в советском кораблестроении получила наименование "лимузинной", отличающемуся соотношением высоты к длине меньше единицы и плавным переходом крыши в наклонную кормовую кромку. Для такой формы характерно объемное обтекание и низкий коэффициент сопротивления.
При создании первых АПЛ американские специалисты приняли достаточно смелое проектное решение: на большей части длины они перешли на однокорпусную конструкцию, а двухкорпусная сохранялась в районе носовых торпедных отсеков и турбинного отсека.
Однокорпусный — легкий корпус на всей длине отсутствует. Двухкорпусный — легкий корпус на всей длине охватывает прочный корпус. Смешанным или частично однокорпусным называют сочетание на длине прочного корпуса однокорycных и двухкорпусных участков.
Таким образом, архитектурно-конструктивный тип первых американских АПЛ можно определить как смешанный (однокорпусный на части длины) с развитой надстройкой. В результате запас плавучести сократился с 30-35%, характерных для ДЭПЛ, до 14-16%.
Выбор такого конструктивного решения был обусловлен следующими факторами:
• стремлением сократить полное подводное водоизмещение и достичь более высоких скоростей полною хода при принятой мощности энергетической установки;
• отсутствием необходимости обеспечивать высокую мореходность в надводном положении, так как доминирующим режимом становилось подводное плавание;
• пересмотром взглядов на надводную непотопляемость;
• отсутствием необходимости размещать большие запасы дизельного топлива.
Из перечисленных факторов наиболее радикальными следует признать отказ от одноотсечного стандарта непотопляемости (обеспечивается плавучесть лодки при затоплении одного отсека и прилегающих цистерн балласта) — здесь произошел определенный скачок с переходом на качественно новый уровень.
Однако однокорпусная компоновка позволяла так же снизить уровень акустической заметности подводной лодки. То есть американские однокорпусные лодки априори тише советских двухкорпусных, уступая им в прочности, живучести. Однако необходимо отметить, что строительство двухкорпусных подводных лодок является более дорогим мероприятием в силу расхода материалов и более сложным в силу компоновки и увязки внутри двух корпусов.
В отличие от американских, советские АПЛ первого поколения сохранили полностью двухкорпусный архитектурно-конструктивный тип, так как необходимость обеспечения надводной непотопляемости при затоплении одного отсека сомнению не подвергалась. Кроме того, наружный корпус обеспечивал плавные, хорошо обтекаемые обводы, которые совместно с увеличением мощности энергетической установки компенсировали увеличение полного подводного объема при достижении требуемой скорости хода. Общая компоновка первых АПЛ как и США, так и в СССР не претерпела радикальных изменении по сравнению с послевоенными ДЭПЛ.
Накопленный опыт разработки и эксплуатации АПЛ убедил кораблестроителей и командование ВМФ СССР/ВМС США в возможности и безопасности применения атомной энергетики в подводном плавании, что позволило приступить к созданию более совершенных кораблей нового поколения. Для данного этапа было характерно окончательное осознание АПЛ как чисто подводного корабля, выполняющего свои задачи без всплытия па поверхность. Другой отличительной чертой, определившей сумму приоритетов среди боевых качеств и облик атомных торпедных лодок второго поколения, стала их переориентация на решение противолодочных задач.
Дополнительным мероприятием по снижению сопротивления и подводной акустической заметности явилось сокращение количества плохообтекаемых деталей на корпусе, как любых выступов, вырезов и отверстий.
Первые лодки послужили экспериментальной площадкой для развития технологий Холодной Войны как в США, так и в СССР, но американцы смогли лучше отработать опытовые технологии на экспериментальных лодках, уступая (как ни странно) СССР в скорости постройки и количестве лодок.
Автор - Павел Леонов