Карл Великолепный - такого громкого титула удостоился вовсе французский король, а русский художник Карл Павлович Брюллов. Впрочем, в жилах живописца текла французская кровь. Семейное предание гласит, что предки по отцовской линии были гугенотами, то есть принадлежали протестантской церкви. Спасаясь от преследований католиков, семья Брюлло бежала из Франции в Германию. В конце XVIII века Георг Брюлло получил должность лепщика на императорском фарфоровом заводе и семья переехала в Санкт-Петербург.
Жизненный путь Карла Петровича был в некоторой степени предопределён. А куда прикажете податься молодому человеку, у которого и дед Иоганн, и отец Павел занимались скульптурой? Тем более, что отец - преподаватель Академии художеств, а Карла Господь талантом не обделил. Ещё при жизни мастер вкусил славу. "Карл Великолепный, блестящий Карл", - такими титулами публика награждала своего кумира.
Предположу, что при упоминании имени Карла Брюллова, жители Санкт-Петербурга сразу назовут полотно "Последний день Помпеи".
Москвичам же придёт на ум очаровательная "Всадница". Ваша покорная слуга относится ко второй категории. Посему, приглашаю вас в зал Карла Павловича в Государственной Третьяковской галерее.
Карл Брюллов и царский дом
Кажется странным, что Карл Павлович почти не писал портретов членов императорского дома. Не искал встреч, и не заискивал перед царской семьёй. Совсем наоборот, он избегал высочайшего внимания.
Случилось так, что Николай I всё же попросил художника написать его портрет. Брюллову пришлось согласиться, от таких предложений не отказываются. Но император опоздал на сеанс. Карл Павлович подождал минут 15, потом спешно собрал кисти, оставил слугу объясняться и ретировался.
Его Величество, явившись немного позже назначенного времени, не обнаружил художника и с недоумением воскликнул: "Какой нетерпеливый мужчина!" Больше с просьбами о написании портретов царь к Карлу Брюллову не обращался.
Зато Карл Павлович создал несколько замечательных женских портретов членов русской императорской фамилии. В Третьяковской галерее хранятся два портрета дам дома Романовых. Елена Павловна, урожденная Фредерика Шарлотта Вюртембергская носит модную в то время причёску "жираф".
С Марией Николаевной, дочерью императора Николая I художник познакомился в Италии.
Про "Всадницу"
Воспитанницы Юлии Самойловой сёстры Джованина и Амацилия Паччини, изображённые на потрете-картине "Всадница", уже набили оскомину. Сто раз написано про шарф, развевающийся в одну сторону при ветре, дующем в другую, судя по уклону деревьев.
И про собачку в ошейнике с надписью "Samojlova" неоднократно упомянуто.
И про судьбу Амалии и Джованины пересказано. Добавлю только, что Николай Васильевич Гоголь сказал о картинах Брюллова:
"Человек только для того появляется в его портретах, чтобы показать всё верховное изящество свое, всю изысканность своей натуры".
Это в полной мере относится к "Всаднице".
"Вирсавия"
Персонаж Ветхого Завета Вирсавия была женой царя Давида, и матерью царя Соломона. В искусстве её изображали не реже, чем Еву.
Карл Павлович Брюллов владел интересным художественным приёмом. Все восхищались его умением дать контуры фигуры плавной линией без единого отрыва. Ради этого он даже не делал погрешности на преломление линий в воде. Ведь если смотреть на предмет сквозь воду, то линии должны преломляться. Брюллов игнорировал этот визуальный эффект. Но вода в небольшом бассейне написана изумительно!
Чтобы дополнительно подчеркнуть белизну и совершенство тела Вирсавии, мастер специально изобразил рядом с обнажённой Вирсавией чёрную служанку.
Говорят, сам мастер был очень недоволен полотном, швырнул в него ботинком и развернул лицом к стене.
Про "Осаду Пскова" мы подробно рассказывали. Брюллов не закончил это внушительное по размаху и замыслу полотно. Назвал картину "Досадой от Пскова", вздохнул и сказал: "второй "Помпеи" мне уже не создать".
Портрет Микеланжело Ланчи
Одной из замечательнейших приобретений Павла Михайловича Третьякова стал портрет археолога Микеланжело Ланчи. Это одна из последних работ мастера, написанная в ту пору, когда Карл Павлович жил в Италии.
К сожалению, совсем немногие написанные в Италии работы Брюллова вернулись в Россию. Портрету Ланчи повезло, его купил основатель художественной галереи.
Павел Михайлович повесил портрет учёного в коридоре. Его дочки пробегали мимо картины, закрыв ручками лица. "Что такое, в какую игру вы играете?"- спросила у дочерей Вера Николаевна Третьякова, супруга Павла Михайловича. "Мы его боимся. Он на нас смотрит. Он всё о нас знает"- ответили девчушки.
К.Брюллов. Автопортрет
Удивительно, что свой автопортрет мастер написал за один сеанс. Брюллов долго хворал. Однажды, когда художник почувствовал облегчение, врач ненадолго разрешил ему встать с кровати. И после двух лет художественного молчания Брюллов написал автопортрет.
Безжизненно упавшая рука - это был любимый жест Ван Дейка, кумира художника. Этой деталью он ставит себя наравне со Старыми Мастерами. Подобным жестом живописец выражает бессилие целого поколения художников изменить что-то в этой жизни средствами искусства.
Специалисты говорят, что немногие художники действительно умели писать руки. Лицо - другое дело. Правильно и выразительно изобразить руку оказывается весьма сложно.
Брюллов был великолепен во всём. Жаль, что в конце жизни о нём забыли. Он доживал приживалом у своих друзей. Которые и похоронили его недалеко от Рима.
О том, как с наименьшими потерями посмотреть коллекцию Третьяковской галереи мы рассказали в статье "Третьяковка для чайников".
Уважаемые читатели! Помните, что в дзене ничего не даётся так легко и не ценится так высоко, как лайк! Лайк!