Салют! В темном фэнтези, зачастую, авторы не балуют нас благородными героями, которым хочется сопереживать (хотя исключения, понятно, бывают). Очень часто персонажи книг этого жанра либо крайне неоднозначны, имеют как положительные, так и ярко выраженные отрицательные качества, либо, что, имхо, несколько реже, полностью черны.
Сегодня предлагаю немного поговорить про второй вариант, на живом примере, но без спойлеров. Обсудим книгу «Монумент» Йена Грэхема. Темное фэнтези с колоритным злыднем в главной роли.
Итак. Власть в мире захватила Церковь. Жестокая, кровавая, суровая – всё по канонам жанра. Светских правителей нет и быть не может – как юридически, так и реально, правят церковные иерархи. Легко можно провести параллели с Инквизицией, в неком её искаженном варианте.
Главный герой – вор, пьяница и бродяга. Человек без определенного места жительства, как сказали бы сейчас. Он случайно переходит дорогу церковным служителям – и на него начинается серьезная охота по всей стране.
Задумка звучит отлично – по крайней мере на мой взгляд. Хотя в плане реализации, лично для меня, не все так однозначно.
Зачем я тогда вообще рассказываю про книгу? Из-за главного героя, конечно. Он стоит своей статьи.
Разного рода сволочи, конечно же, нередки в темном фэнтези. В роли гг я имею в виду. Но такие персонажи либо имеют какую-то изюминку, либо, по крайней мере, не занимают все повествование – есть несколько сюжетных линий, нам дают отдохнуть.
Но только не в «Монументе». Изюминки у отморозка никакой нет, а сюжетная линия только одна – его собственная.
Главный герой, как уже говорил, вор. Но не благородный вор, какого вы можете встретить, например, у того же Пехова. О нет! Тут для персонажа совершенно нормально ограбить своего же спасителя, приложить его дубинкой по голове, убить какого-то ни в чем не повинного человека и тд.
Он толстый, с огромным животом, постоянно пьет, постоянно от кого-то где-то отхватывает – как правило, абсолютно по делу, от него пахнет различными испражнениями.
В общем абсолютное, полное, непроглядное дно. Полное падение каким оно только может быть.
Он настолько мерзок и отвратителен, что выглядит, порой, это даже карикатурно – и я иногда задумывался - «а не стебался ли автор над канонами тёмного фэнтези? Вдруг специально довел своего персонажа практически до абсурда?»
Книга имеет ощутимый привкус того, что принято называть роад-муви. То есть персонаж много и часто перемещается по стране, его преследуют, он прячется и убегает (помним же завязку сюжета – на него идет охота, церковники не спят).
Написано, на мой взгляд, скорее средне – ни хорошо, ни плохо. То есть читается в принципе нормально, язык довольно легкий, но и восхищения текст не будет вызывать. ИМХО!