Найти в Дзене

Турниры: игра стоит свеч?

Оглавление

Не олимпиадами едиными богата жизнь школьников, которым интересна наука. Сегодня мы поговорим о турнирах — особом виде соревнований, в котором оттачиваются навыки аналитической работы и умение отстаивать свою точку зрения.

При рассказе буду опираться на опыт участия в ВХТШ — Всероссийском химическом турнире школьников. Про профильные олимпиады у меня есть отдельная статья, можете ознакомиться при желании.

Что такое турниры и с чем их едят?

Школьные турниры — это командные соревнования, в которых группы школьников представляют практические решения задач и публично их обсуждают.

Подготовка к турниру начинается за два-три месяца до его начала. Задачи публикуют на сайте, после чего на местах собирают команду энтузиастов. Как правило, это делают на базе университета, чтобы не возникало проблем с проведением опытов.

После «решения» задачи и подготовки выступления проводится репетиция защиты работы: доклад, оппонирование и рецензирование.

Докладчик должен ёмко и грамотно выступить, после чего показать себя на дебатах с оппонентом и рецензентом. Его цель — доказать, что он справился с задачей. Кстати, задавать вопросы имеют право не только они, но и любой желающий в аудитории при желании.

Задача оппонента — показать, что задачу докладчик не решил, а если и решил, то плохо. Во время его выступления нужно подметить проблемы доклада и выстроить линию атаки, чтобы убедить жюри в своей правоте.

Рецензент призван оценить выступления обеих сторон, а также их дебаты. Он выполняет роль арбитра, на мнение которого жюри опираются при оценке выступлений. Нередко бывает так, что рецензент сам занимает одну из сторон из-за того, что она подготовлена лучше.

Каждый член команды имеет право за тур единожды быть докладчиком, оппонентом и рецензентом. Как правило, оппонентом ставят человека, который сам решал задачу.

Как проходят школьные турниры?

Свои решения школьники отправляют в рамках команды на отборочный этап, который завершается примерно за месяц до начала регионального. Если всё в порядке, команда получает допуск и готовится уже к очному выступлению.

Региональный этап, как правило, проводится в два дня. Сначала команды соревнуются в отборочном туре, а затем четыре команды с лучшими баллами проходят в заключительный. Там и выявляется победитель регионального этапа, которому вручают призы.

Победитель отправляется на заключительный этап, который проводится на одной из площадок (например, в этом учебном году финал пройдёт в Новосибирске). Победитель «заключа» отправляется уже на Межнар, то бишь на Международный турнир.

А что полагается за победу?

К сожалению, награда затраченным усилиям не соответствует. Конечно, при подготовки к турниру и выступлении ребята получают опыт научной работы, публичного выступления и дискуссии...

Однако если говорить о материальной части, то призы как правило дешёвые, чисто символические. В плане льгот тоже грустно — редко турнирам дают даже третий уровень, то есть даже ста баллов по ЕГЭ победа не гарантирует.

Посему вывод такой: Если у подростка много свободного времени и есть желание заниматься экспериментальной наукой, то турниры для него. В сочетании с олимпиадами они помогут не только поступить в хороший вуз, но и приобрести опыт практической работы.

Если вам интересна химия, подписывайтесь на канал и следите за новыми материалами! В комментариях можете написать, о чём хотите почитать в следующий раз.