В период расцвета Арабского Халифата (VIII–XII вв.) происходит формирование и становление музыкальной культуры исламского мира. Сразу отмечу, что главной особенностью арабской музыки было то, что развивалась она, в основном, как светское искусство.
Дело в том, что согласно легенде, Мухаммад относился к этому виду творчества настороженно, и осуждал христиан, использующих музыку довольно широко в своих богослужениях.
Несмотря на это, в религиозных целях музыка применялась и в исламе. Например, пение азана – призыва на молитву, или речитативное мелодичное произнесение текстов Священного Писания (искусство таджвида), рекомендованное самим Пророком, который говорил, что нужно «украшать чтение Корана благозвучным голосом».
Светская же музыка была ориентирована на вкусы знати и являлась частью адабы – суммы знаний и умений, необходимых для образованного человека (адиба). Многие халифы высоко ценили поэзию и музыку, а некоторые сами сочиняли стихи и песни.
Интересный факт, что изначально профессиональными музыкантами могли быть только рабы и женщины. Правители, любившие музыку, покровительствовали талантливым невольникам и женились на музыкантшах.
Отметим, что музыка в арабском мире, прежде всего, предназначалась для камерного исполнения, то есть для небольшого круга ценителей, что сказалось на формах, жанрах, а также инструментарии.
В основном, музыкальное искусство арабского востока развивалось как искусство «малых форм». В приоритете была музыка вокальная, связанная со словом, о значении которого в мусульманском мире уже неоднократно говорилось в этом блоке статей.
Песни, на стихи любимых и известных поэтов, исполнялись повсюду – во время застолий, во дворцах правителей, во время уличных праздников, на любовных свиданиях и т.д.
Развивалась и инструментальная музыка, а с ней и музыкальные инструменты, любимым из которых был струнно-щепковый ал-уд (аль-уд), чьё название в Западной Европе было трансформировано в lute – лютня. Большой популярностью пользовался реба́б – смычковый инструмент, происхождение которого, многие исследователи, связывают с среднеазиатским кобызом.
Широко использовались также духовые (арабское название труб – «нафи́р» или во мн. числе – «анфа́р», в европейской традиции стало звучать как «фанфа́ры») и ударные инструменты (бубны, барабаны, цимбалы и др.).
Инструменты использовались не только для сопровождения пения, но и для исполнения, собственно, инструментальных пьес.
«Золотым веком» арабской музыки считается период династии халифов Аббасидов. Во время правления легендарного Харуна ар-Рашида, ценителя наук и искусств, в придворной среде сложились основные виды музицирования: вокальное, вокально-инструментальное (пение под сопровождение инструмента) и чисто инструментальное.
Именно от этого жанрового деления зависели суммы получаемых музыкантами гонораров, и очерёдность выступлений при участии в дворцовых концертах. Такие мероприятия назывались маджалис ат-тараб – «весёлые собрания» - и проводились они согласно строгому распорядку, напоминая турнир или соревнование исполнителей музыки.
Во время одного маджалиса звучало до 40 произведений, которые исполнялись в соответствии с очередью (нуба), занимаемой музыкантом. Именно такой «ряд», «следование» (нуба) исполняемых перед халифом музыкальных пьес стал причиной появления одной из основных классических жанров исламской музыки – инструментальной сюиты. Исполнителей и слушателей разделял занавес, с тем чтобы слушатели отдавали свои симпатии и поощрения непредвзято.
Специальный человек, должность которого называлась "служитель занавеса", передавал музыкантам пожелания и приказы повелителя, а также рассказывал о реакции слушателей, особенно халифа, оглашая его похвалы или критику.
Нужно отметить, что нуба и сегодня остаётся ведущим жанром в странах, некогда входивших в состав Арабского Халифата, или оказавшихся под влиянием его культурной традиции. В Средней Азии, например, такие композиции переродились в макамы (мукамы, мугамы и пр.).
Обычно нуба включают в себя несколько частей (от 5 до12), в основном связанных с классическими или народными поэтическими формами. Характерной особенностью сюиты является постепенное нарастание темпа пьес к её финалу.
В Арабском мире развивалось не только исполнительское искусство, но большое внимание уделялось и музыкальной теории. О музыкальном искусстве рассуждали виднейшие философы и учёные исламского мира. Благодаря «переводческому движению» (о нём в статье "Достижения науки Арабского Востока"), мыслители Востока освоили труды древнегреческих философов (прежде всего Платона и Аристотеля), которые легли в основу арабской музыкальной теории.
Вслед за греками, учёные мужи арабского мира стали рассматривать музыку как искусство, способное воздействовать на характер человека и способствовать формированию духовного мира личности (Читайте "Что мы знаем о древнегреческой музыке? ). В одном из средневековых философских трактатов «Братьев чистоты», например, говориться: «Музыкант, если он мастер своего дела, (может) направлять души к добродетелям и отвращать от низких поступков».
Под влиянием учения Пифагора возникло отношение к музыке, как к сфере математических знаний, так как законы музыкальной гармонии подчиняются строгим математическим соотношениям и вполне могут быть вычислены.
Из пифагорейской теории арабские мыслители черпают представление о двух основных видах музыки: «человеческой» - звучащей и исполняемой на инструментах или голосом и «космической музыкой сфер» - рождаемой небесными телами, в процессе небесного движения и создаваемой ими «мировой музыкальной гармонии».
Более того, в представлении арабских музыкантов-теоретиков сам Пифагор становится почти мифологической фигурой – родоначальником музыкального искусства: «говорят, что мудрец Пифагор благодаря чистоте субстанции своей души и проницательности разума своего услышал тона, (издаваемые) движениями небесных сфер и светил, и благодаря превосходным врожденным качествам своим вывел основы музыки и тона мелодий. Из мудрецов он был первым, кто рассуждал об этой науке и поведал об этом таинстве». («Послания «Братьев чистоты»)
Вскоре во взглядах учёных, на музыкальное искусство, происходит разделение. Часть из них (например, Аль-Кинди, Ибн-Сина) считают приоритетным теоретическое направление, заложенное в трудах античных философов и называемое аль-мусика. Другие же особое внимание обращают на практическую сторону музыкального исполнительства, являясь сторонниками направления аль-гина.
Оба эти течения были осмысленны и объединены в труде выдающегося учёного философа-энциклопедиста арабского мира Аль-Фараби (Абу́ Наср Муха́ммед ибн Муха́ммед аль-Фараби́ - IX-X вв.), написавшего трактат «Большая книга музыки» («Китаб аль-мусика аль-кабир»).
Он обобщил античную теорию, дополнил её размышлениями и рекомендациями о технической стороне исполнительства, а также дал подробное описание распространённых, в его время, музыкальных инструментов Востока.
В своём труде учёный анализирует разные степени одарённости - способности к музыкальному сочинительству и исполнительству, характеризует различные музыкальные звуки и жанры музыки с точки зрения их влияния на психику, здоровье и характер человека.
Вслед за Платоном и Аристотелем Аль-Фараби утверждает воспитательное значение этого вида искусства, выделяя при этом три основных вида музыки, по её воздействию на личность: «первый производит удовольствие, второй вызывает страсти, третий обращается к воображению».
В своём труде философу удалось изложить теорию арабской музыкальной ритмики (ика') так, что его признали самым полным и стройным. В целом же "Большая книга о музыке" Аль-Фараби стала образцом для последующих поколений музыкальных теоретиков.
Итак, процессе развития арабской музыки, оформились такие характерные черты звучания, которые определили её своеобразие и «узнаваемость». Главными средствами выразительности арабской музыки стали:
- во-первых - сложная, прихотливая, «вьющаяся» мелодия, чаще всего имровизационного склада, где разница в высоте звуков гораздо меньшая чем в европейском музыкальном языке (интервал до четверти тона), что делает её столь своеобразной и узнаваемой;
- во-вторых - чёткий, непрерывный, мерный, но весьма сложный ритм.
Благодаря этим особенностям, арабскую музыку, не знающую полифонии, вполне можно сопоставить с изобразительным искусством ислама, где одноголосная текучая, вьющаяся мелодия, напоминает арабески – лишённые пространственной глубины орнаменты, сплошь покрывающие стены зданий, страницы книг, плоскости посуды, ковров и т.д.
Музыка, развиваясь в странах арабского мира, как светское искусство, могла свободно выражать все оттенки чувств, рассказывать о душевных переживаниях и настроениях, т.е. была весьма эмоциональна и выразительна. Вот как характеризует музыку средневекового Востока исследователь Р.И. Грубер:
«Это – величайшая страстность, нередко переходящая в стихийную чувственность, стремление к выразительной передаче всех изгибов эмоционального строя любящей, тоскующей, страдающей, восторженной личности. Это – глубокая заинтересованность во внутреннем мире переживаний… Это – погоня за пряным, изысканным чувственным наслаждением от восприятия мастерски сотканного узора мелизматики, одновременного созвучия различных тембров, игры ритмов, смены регистров и способов звукоизвлечения».
Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк этой публикации и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.
Больше о культуре и искусстве стран Арабского Востока вы можете узнать из следующих публикаций:
Ислам. Кратко об особенностях вероучения
Достижения науки Арабского Востока
Классическая придворная арабо-персидская поэзия
Любовная поэзия Арабского Востока
Рубаи и Омар Хайям
Макамы, адабы и арабские сказки - несколько слов о прозе в Арабском Халифате
Как устроена мечеть?
Классические типы архитектуры мечетей
Альгамбра - жемчужина мавританской архитектуры
Изобразительное искусство исламского Востока
Как развивалась музыка Арабского Востока