Найти тему
1520. Все о путешествиях

В 1920-е годы Щусев хотел построить в Москве Центральный вокзал вместо Ленинградского и Ярославского

Оглавление

В 1920-е годы архитектор Алексей Щусев хотел превратить московскую Комсомольскую площадь из площади трех вокзалов в площадь двух вокзалов. Он предлагал оставить свой Казанский вокзал, а существовавшие Ярославский и Николаевский (Ленинградский) заменить новым, объединенным. Остались даже рисунки проекта.

Ленинградский и Ярославский вокзалы в Москве. 2021 год
Ленинградский и Ярославский вокзалы в Москве. 2021 год

У нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

Вокзал у Кремля

Идея построить в Москве один большой вокзал, откуда уходили бы поезда по всем направлениям – не новая.

В начале ХХ века в Москве обсуждали сразу несколько идей по строительству Центрального вокзала у Кремля. До нас дошла визуализация одного из проектов – инженеров Петра Балинского и Евгения Кнорре. Можно представить, как сегодня на таком мосту смотрелись бы «Иволги» и вагоны в раскраске РЖД.

Каразин Н. Н. «Эстакада и центральный вокзал метрополитена. Москворецкий мост (по проекту инженера П. И. Балинского)». 1902 год. Бумага, акварель. Из коллекции Музея Москвы
Каразин Н. Н. «Эстакада и центральный вокзал метрополитена. Москворецкий мост (по проекту инженера П. И. Балинского)». 1902 год. Бумага, акварель. Из коллекции Музея Москвы

Балинский и Кнорре предлагали московским властям не только вокзал на Красной площади, но и частное метро. Мост на картине выше – двухуровневый. Сверху идут поезда дальнего следования, внутри – метро. Инженеры были готовы построить все за свой счет, но столичные власти решили, что город «еще не готов» и принялись развивать трамвай.

-3

Были и другие проекты центрального вокзала у Красной площади, но все они так и остались на бумаге, причем многие даже не получили визуализации.

Щусев против Ленинградского вокзала

Куда интереснее и важнее говорить об идее архитектора Алексея Щусев. Щусев был одним из самых востребованных архитекторов первой половины ХХ века. Он построил много зданий, ставших культовыми в Москве. Один Мавзолей чего стоит. Или Большой Москворецкий мост. Или гостиница «Москва».

Было у Щусева много железнодорожных проектов. Особенно в районе Комсомольской площади. Главный реализованный из них – это Казанский вокзал. Есть, правда, оговорки. Далеко не все из того, что Щусев задумывал на Казанском вокзале, удалось построить, а кое-что исказили уже после его смерти.

Казанский вокзал, лето 2021 года.
Казанский вокзал, лето 2021 года.

Щусев также принимал участие в разработке архитектурного решения станции метро «Комсомольская» (кольцевая), одной из самых красивых станций метро в России.

Комсомольская (кольцевая). Фото: Wikimedia
Комсомольская (кольцевая). Фото: Wikimedia

И Каланчевский путепровод, который сейчас активно переделывают, – это тоже работа Щусева.

Эскизы Щусева с видом на Комсомольскую площадь, Казанский вокзал и  Каланчевский путепровод
Эскизы Щусева с видом на Комсомольскую площадь, Казанский вокзал и Каланчевский путепровод

Так что щусевский проект Центрального вокзала – это гораздо более весомая задумка, чем идеи строек у Красной площади.

Вот, что пишут авторы альбома «Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге»:

«В 1920-е годы, параллельно с работой над Казанским вокзалом, А.В. Щусев создает еще один проект транспортного сооружения – Центральный вокзал в Москве, оставшийся неосуществленным. К нему должны были сходиться поезда разных направлений, расположить огромный вокзал планировалось на той же Каланчевской (Комсомольской) площади. Для этого А.В. Щусев предложил снести Ленинградский (Николаевский) и Ярославский вокзал, оставив свой, Казанский».

Кстати, тут можно посмотреть, как сегодня выглядит Комсомольская площадь с башни Казанского вокзала.

В случае, если Щусеву удалось бы реализовать задуманное, Комсомольская площадь сегодня выглядела бы как-то так.

Проект Центрального вокзала на Комсомольской площади в Москве. Рисунок А.В. Щусева
Проект Центрального вокзала на Комсомольской площади в Москве. Рисунок А.В. Щусева

Думаю, с такого вокзала можно было бы уехать не только по Ленинградскому и Ярославскому направлениям, но и по Курскому и Белорусскому с Рижским. Наверное, изловчились бы и вывели поезда и на Савеловское, а, может, даже на Киевское с Павелецким. Щусев стал бы единственным вокзальным архитектором Москвы, а Комсомольскую площадь, возможно, даже назвали бы его именем, как улицу зодчего Росси в Петербурге.

В 1920-е годы, конечно, поздно было заниматься переустройством московских железных дорог. Все вокзалы к тому времени уже существовали, пути были проложены, направления определены.

Если бы приняли концепцию Щусева, до наших дней не дошли бы памятники эпохи Ленинградский и Ярославский вокзалы, зато сегодня не пришлось бы расширять Каланчевский путепровод под МЦД, ведь в проекте архитектора там очевидно достаточно путей.

Расширение Каланчевского путепровода. Лето 2021 года
Расширение Каланчевского путепровода. Лето 2021 года
Фото: пресс-служба мэрии Москвы
Фото: пресс-служба мэрии Москвы

Московские власти, кстати, обещают, что, когда с Каланчевским путепроводам закончат, он будет максимально похож на тот, который рисовал, но не доделал Щусев. Вот и проверим.

Проектное решение Каланчевского путепровода
Проектное решение Каланчевского путепровода

Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.