В 1920-е годы архитектор Алексей Щусев хотел превратить московскую Комсомольскую площадь из площади трех вокзалов в площадь двух вокзалов. Он предлагал оставить свой Казанский вокзал, а существовавшие Ярославский и Николаевский (Ленинградский) заменить новым, объединенным. Остались даже рисунки проекта.
У нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
Вокзал у Кремля
Идея построить в Москве один большой вокзал, откуда уходили бы поезда по всем направлениям – не новая.
В начале ХХ века в Москве обсуждали сразу несколько идей по строительству Центрального вокзала у Кремля. До нас дошла визуализация одного из проектов – инженеров Петра Балинского и Евгения Кнорре. Можно представить, как сегодня на таком мосту смотрелись бы «Иволги» и вагоны в раскраске РЖД.
Балинский и Кнорре предлагали московским властям не только вокзал на Красной площади, но и частное метро. Мост на картине выше – двухуровневый. Сверху идут поезда дальнего следования, внутри – метро. Инженеры были готовы построить все за свой счет, но столичные власти решили, что город «еще не готов» и принялись развивать трамвай.
Были и другие проекты центрального вокзала у Красной площади, но все они так и остались на бумаге, причем многие даже не получили визуализации.
Щусев против Ленинградского вокзала
Куда интереснее и важнее говорить об идее архитектора Алексея Щусев. Щусев был одним из самых востребованных архитекторов первой половины ХХ века. Он построил много зданий, ставших культовыми в Москве. Один Мавзолей чего стоит. Или Большой Москворецкий мост. Или гостиница «Москва».
Было у Щусева много железнодорожных проектов. Особенно в районе Комсомольской площади. Главный реализованный из них – это Казанский вокзал. Есть, правда, оговорки. Далеко не все из того, что Щусев задумывал на Казанском вокзале, удалось построить, а кое-что исказили уже после его смерти.
Щусев также принимал участие в разработке архитектурного решения станции метро «Комсомольская» (кольцевая), одной из самых красивых станций метро в России.
И Каланчевский путепровод, который сейчас активно переделывают, – это тоже работа Щусева.
Так что щусевский проект Центрального вокзала – это гораздо более весомая задумка, чем идеи строек у Красной площади.
Вот, что пишут авторы альбома «Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге»:
«В 1920-е годы, параллельно с работой над Казанским вокзалом, А.В. Щусев создает еще один проект транспортного сооружения – Центральный вокзал в Москве, оставшийся неосуществленным. К нему должны были сходиться поезда разных направлений, расположить огромный вокзал планировалось на той же Каланчевской (Комсомольской) площади. Для этого А.В. Щусев предложил снести Ленинградский (Николаевский) и Ярославский вокзал, оставив свой, Казанский».
Кстати, тут можно посмотреть, как сегодня выглядит Комсомольская площадь с башни Казанского вокзала.
В случае, если Щусеву удалось бы реализовать задуманное, Комсомольская площадь сегодня выглядела бы как-то так.
Думаю, с такого вокзала можно было бы уехать не только по Ленинградскому и Ярославскому направлениям, но и по Курскому и Белорусскому с Рижским. Наверное, изловчились бы и вывели поезда и на Савеловское, а, может, даже на Киевское с Павелецким. Щусев стал бы единственным вокзальным архитектором Москвы, а Комсомольскую площадь, возможно, даже назвали бы его именем, как улицу зодчего Росси в Петербурге.
В 1920-е годы, конечно, поздно было заниматься переустройством московских железных дорог. Все вокзалы к тому времени уже существовали, пути были проложены, направления определены.
Если бы приняли концепцию Щусева, до наших дней не дошли бы памятники эпохи Ленинградский и Ярославский вокзалы, зато сегодня не пришлось бы расширять Каланчевский путепровод под МЦД, ведь в проекте архитектора там очевидно достаточно путей.
Московские власти, кстати, обещают, что, когда с Каланчевским путепроводам закончат, он будет максимально похож на тот, который рисовал, но не доделал Щусев. Вот и проверим.
Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.