Найти в Дзене

Мастерство режиссуры в классической мелодраме «Короткая Встреча» (1945)

Сегодня смотрим и говорим о сцене из классической мелодрамы Дэвида Лина, далее чуть о контексте сцены. В кафе близ железнодорожной платформы у Лоры и Алека завязывается дружба, перерастающая в более глубокие чувства. У обоих есть семьи с детьми, и никто из них не готов поставить себе клеймо неверности в такую чопорную и консервативную эпоху (на что кстати указывают другие сцены, например, когда коллега Алека, по-сути, застает его за изменой и осуждает за это). Поэтому Алек принимает решение уехать подальше, принимая работу в удаленном городке, и в прикрепленной сцене, которую мы сегодня разбираем их последняя встреча на вокзале:

Они сидят в тихом одиночестве, пьют чай в ожидании поезда и не могут найти слов для прощания в такой малый промежуток времени. И именно в этот момент вселенная, шутки ради, подкидывает третьего лишнего в мехах, шляпе и неугомонной болтовней - знакомую Лоры по имени Долли, которая съедает оставшиеся драгоценные минуты наедине.

Долли врывается в сцену
Долли врывается в сцену

Мастерство этой сцены можно отметить практически во всех сегментах кинопроизводства. На протяжении фильма мы не раз слышим Концерт №2 Рахманинова, вся эмоциональность которого отражает состояние героев - это что они не могут сказать, соблюдая этикет. В этой сцене мы тоже слышим его, но ровно до того момента, как в кадре появляется Долли, после этого саундтрек превращается исключительно тараторящую, громко блеющую Долли, как бы нарушая интимность момента. В следующей части поста про мизансцену и голландский угол.

Влияние Долли на сцену разрушительно не только в плане саундтрека, она влияет и на мизансцену тоже. Лора и Алек делят кадр в последний раз, и происходит это не с поцелуем или тоскливым взглядом, а с болтовней Долли, которая заполнила всю сцену. Поэтому все заканчивается коротким моментом прикосновения руки Алека плеча Лоры (на 2:24). А затем, когда Алек покидает сцену и Лору навсегда, лицо Долли именно в этот момент заполняет кадр ещё и своим лицом (на 2:32), а не только словами.

Рука на плече
Рука на плече
Лицо Долли сразу же после ухода Алека
Лицо Долли сразу же после ухода Алека

В работе оператора Роберта Краскера тоже есть свои интересности. Глядя в пустоту, Лора осознает ее внезапное одиночество, и весь окружающий свет вокруг нее исчезает, оставляя ее в безжалостной темноте (на 1:30). И даже праздная болтовня Долли мило утихает, дав слово закадровому голосу главной героини. Далее, когда Алек уходит из ее жизни, ее эмоциональное состояние идет под откос. В этот момент она выбегает на улицу из кафе в сопровождении голландского угла (горизонт заваливается набок), как подчеркивающий элемент ее состояния (на 3:25 по 4:00).

Голландский угол
Голландский угол

Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса" , где я еще больше касаюсь самого красивого мошенничества в мире - кино.