Бодрый подъем, ранний завтрак и наш автобус выехал в горы Троодос, на северо-запад Кипра.
Очень красивые места, кедровые леса, в которых самый крупный зверь муфлон – дикая горная коза; маленькие деревни и византийские церкви, примостившиеся в ложбинках. Старательные киприоты возделывают каждый клочок земли, устраивают на склонах гор террасы и сажают виноградники. На более ровных участках встречаются оливковые рощицы и, конечно, рожковое дерево.
Воду в горах собирают в искусственные водоемы на случай непредвиденных обстоятельств.
Дорога вьется бесконечным серпантином, солнце поднимается все выше и наша первая остановка у серебряных дел мастеров в Лефкаре. С серебром на Кипре работают давно и оно привозное, в нем нет примеси меди. Изготавливают украшения, иконы, столовые приборы, инкрустируют стекло.
Открывающиеся виды со смотровой площадки впечатлили куда больше, чем украшения. Ничего для себя не нашла, да и цены смутили.
Мне хотелось скорее добраться до знаменитого Киккского монастыря, которому без малого 1000 лет. Вот и заветная высота – 1300 метров и мы получаем инструкции у входа в монастырь. Колени и плечи должны быть закрыты, а вот голову по традициям Кипра можно не покрывать.
Откуда произошло название монастыря неизвестно. Есть несколько предположений: от названия дерева, росшего в этих местах до пения птички, обитавшей в лесах.
Для Кипра этот монастырь много значит. Здесь находится икона Богородицы, которую написал апостол Лука при ее жизни. Икона закрыта красным бархатным покровом, видны рука Пречистой и ножка младенца.
По легенде покров на иконе с момента ее появления в монастыре, ибо лик обладает огромной силой и не каждому дано его видеть. Однако, реставрация иконы Богородицы проводилась и покров наверняка снимали, но каких-либо происшествий зафиксировано не было. Но завеса тайны сохраняется и много чудесных историй и исцелений хранят летописи монастыря.
Своей архитектурой монастырь меня покорил, фрески, мозаика со сценами Ветхого и Нового завета, переходы, деревянные лесенки, арки, необыкновенно уютный двор, вокруг сосновый лес и горы …Но чувство новодела не покидало меня на протяжении всего присутствия в обители.
В храме монастыря я ничего не почувствовала, просто богатое помещение с блеском позолоты. Запомнился алтарь и стасидии – стулья с высокими спинками и откидным сиденьем, на которых можно сидеть или стоять, опираясь на подлокотники во время богослужения. Икону Богородицы увидела сразу – третья слева от Царских врат, тиха и безмятежна под своим покровом…
Поставила в храме свечи, здесь тоже свои правила. Свечи мы покупали заранее в лавке, недалеко от монастыря, в храме торговли нет. Свою свечу зажгла от большой горящей свечи, затушила и оставила на подсвечнике перед алтарем – это о тех, кого нет с нами. О здравии тоже потушила и привезла домой. Рядом бюро, куда можно положить записки, если есть желание можно оставить деньги.
Записки я писала латинскими буквами на стульях, и здесь меня посетило ощущение заботы и тепла.
Было открыто помещение, где в раках находятся мощи 14 святых, которые помещены в витрины-киоты. В больших окнах яркий свет дня и я смотрела на солнце и слышала шарканье ног по каменному полу.
На обратном пути узнала от гида, что монастырь пережил четыре noжapa, и исторических ценностей в нем нет. Реликвии хранятся в музее Киккоса, в который мы не пошли. Все постройки монастыря сделаны в XIX веке.
В соборном храме Киккоса фотографировать не разрешено, да и желания не возникло. Несмотря на гамму чувств, после посещения обители образ Чудотворной иконы Богородицы Елеуса очень памятен.
Спасибо, что прочитали!