Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) — один из величайших мастеров XVIII века, блестящий представитель итальянского рококо. Сейчас его работы можно увидеть в ГМИИ им. Пушкина на выставке «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико».
Выставка представляет работы Тьеполо, хранящиеся в собраниях Москвы, отсюда и ее название. В экспозицию включены картины из коллекции самого ГМИИ им. Пушкина, а также из собрания князей Юсуповых музея-усадьбы «Архангельское».
Всеевропейская известность пришла к художнику в 30 лет и принесла ему множество заказчиков, достаток, благосклонное отношение церкви и дружбу с сильными мира сего. Но жизненный путь художника, которого потомки назовут последним великим представителем прославленной венецианской школы, начался в бедной многодетной семье. В годы учебы он рисовал миниатюрные медальоны с изображениями святых, первые работы на холсте начал писать в 14 лет, а в 19 уже получил большой заказ.
Венеция начала XVIII века утратила былое политическое влияние, но оставалась ведущим центром развития изобразительных искусств. Уникальная творческая манера художника родилась из сочетания лучших достижений старой и современной школ: Тьеполо — тонкий, изысканный колорист и мастер, чьи полотна наполнены движением, а фигуры и объекты выглядят удивительно объемными и выразительными.
Среди ценителей творчества венецианца был российский канцлер граф Михаил Илларионович Воронцов, один из ближайших соратников императрицы Елизаветы Петровны. Его дворец в Санкт-Петербурге украшали три плафона, написанные отцом и сыном Тьеполо. «Величие государей», «Триумф Венеры», «Триумф Геркулеса» — аллегории правления Петра I, Елизаветы Петровны и мощи России. Эти плафоны не сохранились, но известны сделанные сыновьями Тьеполо гравюры.
В 1758 году архитектор Растрелли, работавший в Санкт-Петербурге, передал Тьеполо заказ императрицы Елизаветы Петровны на создание живописных плафонов для Большого зала и церкви Императорского Зимнего дворца. Правда, в итоге эта работа была выполнена другим художником. Но Тьеполо создал несколько полотен для украшения императорской резиденции. Одно из них было обнаружено совсем недавно — в 2008 году. Картину нашли на чердаке замка во Франции. Изображение красавицы с обнаженной грудью прежние владельцы посчитали слишком вызывающим и спрятали подальше. Картина, получившая название «Портрет женщины в образе Флоры», прекрасно сохранилась. В том же году она была продана на аукционе Christie’s за 4,2 млн долларов — почти в три раза дороже первоначально заявленной цены.
Тьеполо был блестящим живописцем, графиком, гравером и декоратором, но вершиной его творчества по праву считаются фрески. Расписывая дворцы и базилики, он виртуозно использовал визуальные эффекты, позволявшие расширять и углублять пространство. Искусство Тьеполо наполнено светом и воздухом, оно дышит, движется и сверкает. Кажется, что библейские персонажи, аллегорические фигуры и герои античных мифов могут улыбнуться или взмахнуть рукой, если захотят.
Можно сказать, что Тьеполо, в некотором роде, предвосхитил 3D-арт за несколько столетий до его появления.
Последние годы своей жизни Тьеполо провел в Мадриде, куда его пригласил король Испании Карл III. Расписывать дворец монарха Тьеполо помогали два сына — Джандоменико и Лоренцо. Из девяти детей художника талантливыми живописцами стали двое, и работы старшего, Джандоменико, тоже можно увидеть на выставке в ГМИИ им. Пушкина.
Справка:
Банк ВТБ и ГМИИ им. А.С. Пушкина связывают давние дружеские и партнерские отношения. За годы сотрудничества было реализовано множество совместных проектов, среди которых выставки «Пикассо&Хохлова», «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники», «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа», «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина», «Билл Виола. Путешествие души» и многие другие.