Найти в Дзене
ВТБ Страна

Воздух и свет великого венецианца Джованни Баттисты Тьеполо

Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) — один из величайших мастеров XVIII века, блестящий представитель итальянского рококо. Сейчас его работы можно увидеть в ГМИИ им. Пушкина на выставке «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико».

Автопортрет (1750–1753), с фрески на потолке в резиденции Вюрцбурга
Автопортрет (1750–1753), с фрески на потолке в резиденции Вюрцбурга

Выставка представляет работы Тьеполо, хранящиеся в собраниях Москвы, отсюда и ее название. В экспозицию включены картины из коллекции самого ГМИИ им. Пушкина, а также из собрания князей Юсуповых музея-усадьбы «Архангельское».

Всеевропейская известность пришла к художнику в 30 лет и принесла ему множество заказчиков, достаток, благосклонное отношение церкви и дружбу с сильными мира сего. Но жизненный путь художника, которого потомки назовут последним великим представителем прославленной венецианской школы, начался в бедной многодетной семье. В годы учебы он рисовал миниатюрные медальоны с изображениями святых, первые работы на холсте начал писать в 14 лет, а в 19 уже получил большой заказ.

«Пир Клеопатры», Тьеполо, 1744 год, Национальная галерея Виктории, Мельбурн
«Пир Клеопатры», Тьеполо, 1744 год, Национальная галерея Виктории, Мельбурн

Венеция начала XVIII века утратила былое политическое влияние, но оставалась ведущим центром развития изобразительных искусств. Уникальная творческая манера художника родилась из сочетания лучших достижений старой и современной школ: Тьеполо — тонкий, изысканный колорист и мастер, чьи полотна наполнены движением, а фигуры и объекты выглядят удивительно объемными и выразительными.

Среди ценителей творчества венецианца был российский канцлер граф Михаил Илларионович Воронцов, один из ближайших соратников императрицы Елизаветы Петровны. Его дворец в Санкт-Петербурге украшали три плафона, написанные отцом и сыном Тьеполо. «Величие государей», «Триумф Венеры», «Триумф Геркулеса» — аллегории правления Петра I, Елизаветы Петровны и мощи России. Эти плафоны не сохранились, но известны сделанные сыновьями Тьеполо гравюры.

Плафон парадной лестницы архиепископской резиденции в Вюрцбурге, 1750–1753 годы
Плафон парадной лестницы архиепископской резиденции в Вюрцбурге, 1750–1753 годы

В 1758 году архитектор Растрелли, работавший в Санкт-Петербурге, передал Тьеполо заказ императрицы Елизаветы Петровны на создание живописных плафонов для Большого зала и церкви Императорского Зимнего дворца. Правда, в итоге эта работа была выполнена другим художником. Но Тьеполо создал несколько полотен для украшения императорской резиденции. Одно из них было обнаружено совсем недавно — в 2008 году. Картину нашли на чердаке замка во Франции. Изображение красавицы с обнаженной грудью прежние владельцы посчитали слишком вызывающим и спрятали подальше. Картина, получившая название «Портрет женщины в образе Флоры», прекрасно сохранилась. В том же году она была продана на аукционе Christie’s за 4,2 млн долларов — почти в три раза дороже первоначально заявленной цены.

«Портрет женщины в образе Флоры», Тьеполо
«Портрет женщины в образе Флоры», Тьеполо

Тьеполо был блестящим живописцем, графиком, гравером и декоратором, но вершиной его творчества по праву считаются фрески. Расписывая дворцы и базилики, он виртуозно использовал визуальные эффекты, позволявшие расширять и углублять пространство. Искусство Тьеполо наполнено светом и воздухом, оно дышит, движется и сверкает. Кажется, что библейские персонажи, аллегорические фигуры и герои античных мифов могут улыбнуться или взмахнуть рукой, если захотят.

Можно сказать, что Тьеполо, в некотором роде, предвосхитил 3D-арт за несколько столетий до его появления.

«Персей и Андромеда», Тьеполо, 1730 год, коллекция Фрика, Нью-Йорк
«Персей и Андромеда», Тьеполо, 1730 год, коллекция Фрика, Нью-Йорк

Последние годы своей жизни Тьеполо провел в Мадриде, куда его пригласил король Испании Карл III. Расписывать дворец монарха Тьеполо помогали два сына — Джандоменико и Лоренцо. Из девяти детей художника талантливыми живописцами стали двое, и работы старшего, Джандоменико, тоже можно увидеть на выставке в ГМИИ им. Пушкина.

Справка:

Банк ВТБ и ГМИИ им. А.С. Пушкина связывают давние дружеские и партнерские отношения. За годы сотрудничества было реализовано множество совместных проектов, среди которых выставки «Пикассо&Хохлова», «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники», «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа», «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина», «Билл Виола. Путешествие души» и многие другие.