Найти в Дзене
Арт КомодЪ

Art хвилинка. Такой вот Грабарь. Игорь Грабарь

Широкоформатная, настоящая выставка Грабаря в Русском музее (картины из 17 российских музеев, плюс частные коллекции) - 100 работ. Фантастика по временам пандемии. Праздник, хотя и с маской на носу. 

Ах, какие краски неуемные…Ростовые картины и совсем миниатюры. Жизнь  в каждом полотне. Жизнь, которой хочется жить…

-2

А ещё свет и тени. 

Иней. 

-3

-4

Буйство синего.

Тайна и глубина  зелёного. Мощь. Школа. Лето на даче. Художник, который  любил рассвет. А ещё солнце. Так и писал. 

-5

Давно такого не бывало, и вот опять!

А художник вот откуда и вот какой. 

Игорь Грабарь родился в 1871 г. в Будапеште, в семье общественного деятеля Э. И. Грабаря, русина по происхождению (Угорская Русь). В 1876 г. его родители переезжают в Россию. Отец преподаёт в гимназии. Денежное довольствие достаточное, но не слишком высокое. 

Мальчик с детства мечтал о живописи, посещал все доступные выставки, трепетно изучал коллекцию Третьяковки. Серьезно относился к образованию. 

Грабарь учился в московском лицее, а потом в Санкт-Петербургском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. 

После окончания университета поступил в Академию Художеств (1895 году), где обучался в мастерской самого Ильи Репина, чьё чутьё на талант было абсолютным.  

Еще в студенчестве много путешествует по Европе, впитывая в себя опыт великих мастеров. 

В 1901 году он вернулся в Россию, где буквально заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебной  березы.

Зима и берёзы на его полотнах действительно особые, такое выразительное соло на холсте. 

-6
-7

Известен факт, когда в сильный мороз, Игорь Грабарь писал одну из картин в вырытой им же траншее из снега. Такая страсть неутолимая к живописи. 

Не потому ли так много оттенков, теней и инея на его зимних пейзажах? Его даже называли Поэтом Русской зимы. 

А ещё Игорь Грабарь был не чужд административной и исследовательской работе: увлекался архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью. Пишет серию монографий о художниках-современниках: Серове, Левитане. 

С 1913 по 1925 год он возглавляет Третьяковскую галерею. Производит реэкспозицию, систематизировав работы в исторической последовательности, отказавшись от исторической «ковровой» развески от пола до потолка. Многие художники кланялись ему в пол за такую новацию: наконец, многие картины можно было рассмотреть. 

А ещё он один из основателей реставрационного дела. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства от уничтожения и продажи: иконы и фрески в Новгороде, Пскове, Владимире. Его везде музейщики вспоминают с благодарностью. 

А с середины 1920-х он опять возвращается к истокам, к живописи. Главный фокус теперь - на портрет. 

-8
-9
-10
-11
-12

Советский человек и ленинская тема тоже есть в его портфолио. Дань времени. Конформизм с эпохой. 

У коллег по цеху его репутация была неоднозначной. Не потому ли, что Грабарь был успешен и обласкан властью?..

Но он и делал много и брался за новое, и работал буквально до последнего дня. Так, например, он устроил в Лондоне выставку русского искусства, которая продемонстрировала Советскую Россию миру в полотнах. 

Нам, современникам, трудно судить, кто был тогда прав или не прав. Мы не жили в той эпохе. 

А вот наследие Игоря Грабаря роскошное. И полюбоваться его работами - счастье. 

-13
-14
-15

Сегодня правнуки художника являются трепетными исследователями творчества своего деда. А не это ли лучшее доказательство его человеческой состоятельности? 

Состоятельность в творчестве не обсуждается.

И вот ещё. В 1943 году Игорь Грабарь передал 70 тысяч личных рублей в фонд обороны, об этом писали Известия от 26.01.1943.

Такой вот Грабарь. 

©️ 2021 Мила Тонбо

(фото картин с выставки И.Э. Грабаря в Русском музее, 2021 г. )

Подписаться