4 июля 2021 года исполнилось 245 лет со дня объявления Декларации Независимости Соединенных Штатов. Учитывая фактически новую «холодную войну» между Россией и США, будет интересно сделать экскурс в историю – как начинались отношения между двумя странами.
Начало вооруженной борьбы в Северной Америке оставило Англию практически без союзников в Европе. Особое значение для Англии приобрела позиция России. Английское правительство рассчитывало получить от России значительную армейскую поддержку – более значительную чем от своих ганноверских союзников.
В Санкт-Петербурге были хорошо осведомлены о действительном состоянии дел в Северной Америке. Уже c 60-х годов XVIII века русские дипломаты за границей информировали императрицу Екатерину о развитии конфликта между американскими колонистами и английской метрополией.
Посол в Лондоне Мусин-Пушкин в письме к канцлеру Панину от 31 октября 1774 года видно, что американцы заявляют о прекращении торговых отношений Америки с Англией решением Генерального конгресса в Филадельфии. Русский посланник в Лондоне оценил последствия конфликта с колониями для внутренней и внешней политики Англии, так как торговля с Америкой была для неё чрезвычайно выгодной. Конфликт с колониями в Америке сильно навредил экономике Великобритании, но и привел ее к войне с Францией и Испанией, которые воспользовались ситуацией для войны-реванша с Англией.
Сама Екатерина II скептически относилась к «способностям» и «добродетелям» короля Англии Георга III. Война в Америке существенно повлияла на последующее развитие русско-английских отношений, союзнические ранее отношения постепенно начали перерастать к «холодной войне», особенно после временного союза Англии и России против революционной и наполеоновской Франции, приведя в конечном итоге к «холодной войне» ХIX века – «Большой игре».
1 сентября 1775 года английский король Георг III направил личное послание Императрице Екатерине II. Ссылаясь на монархические и абсолютистские чувства императрицы, король соглашался «принять», а по сути просил предоставить ему наем русских солдат «для подавления восстания в американских колониях». Посланник Англии в Петербурге получил подробные инструкции для того, чтобы добиться посылки 20-тысячного корпуса русской армии, за последние десятилетия закаленной в боях против Пруссии в Семилетней войне, подавления польского восстания и войн с Османской Турцией. Слухи о необычайной просьбе Георга III и возможной посылке русских войск за океан вызвали серьезное беспокойство в Америке и в Западной Европе.
Тем не менее надежды английского короля на поддержку России не оправдались, и в письме от 23 сентября 1775 года Екатерина ответила своему английскому «коллеге» отказом. Все попытки английского посланника Р. Ганнинга добиться от Н. И. Панина и Алексея Орлова, фаворитов Екатерины, благоприятного решения результатов не дали. После войны с Турцией и крестьянского восстания в России, Екатерина ставила внутренние интересы России превыше внешних, тем более защиты интересов английского короля, особенно когда ослабление Англии было приятным бонусом.
В августе 1776 года в Европе стало известно о принятии Континентальным конгрессом Декларации независимости. Положение Англии становилось все более затруднительным. Расширение конфликта, вступление в войну Франции и Испании на стороне американцев еще более повысили желание короля Георга получить помощь из Санкт-Петербурга. В Англии все еще рассчитывали добиться поддержки России в борьбе против европейских держав и американских колонистов. В русскую столицу был направлен один из наиболее способных английских дипломатов Джеймс Гаррис, возобновивший в начале 1778 года переговоры о заключении союза.
Ответ русского правительства, изложенный в ноте Н. И. Панина Дж. Гаррису от 17 мая 1778 года, был малоутешителен для лондонского двора. Панин отметил понимание её императорского величества, считает существующую обстановку совершенно не подходящей для заключения союза между двумя дворами. Таким образом, с самого начала Войны за независимость русские проводили политику нейтралитета, что получило высокую оценку в Соединенных Штатах. «Мы немало обрадованы узнать из достоверного источника, -- писал Вашингтон Лафайету весной 1779 года, -- что просьбы и предложения Великобритании русской императрице отвергнуты с презрением». Позже Дж. Вашингтон высказался, что русское правительство мотивировало свою позицию в выражениях, носящих отпечаток «уважения к правам человечества».
Императрица России Екатерина II положила начало первой Лиге Вооруженного Нейтралитета, объявив 11 марта 1780 года о вооруженном нейтралитете России во время войны за независимость Америки. Идеей Лиги нейтралитета было право нейтральных стран на морскую торговлю с американскими колониями. Русский флот направил три эскадры в Средиземное, Атлантическое и Северное моря для обеспечения выполнения этого указа.
Дания и Швеция приняли предложения России о трехсторонней конвенции по созданию Лиги в августе 1780 года. Задача состояла в создании конвоев и их защите от британского флота, считавшего грузы для американцев контрабандой. Испания, которая уже вела войну с Великобританией, обязалась соблюдать нейтралитет Лиги, а Великобритания отказалась. Нидерланды также хотели присоединится к Лиге, но этому помешало объявление войны Британией, после захвата голландского судна, объявленного перевозящим контрабанду. Не участвуя в войне на стороне американцев, страны Лиги угрожали этим в случае обысков своих судов британцами. В 1781 году к Лиге присоединились Пруссия, Австрия и Португалия, в 1782 году - Османская империя, а в 1783 году – королевство Две Сицилии. Великобритания оказалась без союзников в Европе, с угрозой вступления в войну Лиги в случае инцидентов.
Дипломатически Лига Нейтралитета имела большое значение – Франция и Соединенные Штаты приняли новый принцип свободной торговли.
Российская Империя подчёркивала свой строжайший нейтралитет, действия её носили антианглийский характер. Действия России имели немалое значение для улучшения международного положения Соединенных Штатов, подрыва морского могущества Англии и ее дипломатической изоляции. Б. Франклин, писавший американскому агенту в Голландии Ш. Дюма в июне 1780 года: «Я весьма одобряю принципы конфедерации нейтральных держав и хотел бы не только уважать суда как приятельский дом, хотя бы и вмещающий товары противника, но и желал бы во имя человечества, чтобы международное право было дополнено постановлением, гласящим, что даже в военное время всем людям, трудящимся над доставанием пропитания другим или над обменом предметов первой необходимости или удобств для общего блага человечества, как хлебопашцам на своих нивах, рыбакам на своих ладьях и купцам на невооруженных судах, было разрешено продолжать разную свою невинную и полезную деятельность без перерывов и помех и чтобы у них ничего не было отнято, даже если это будет нужно неприятелю, без надлежащей оплаты за все у них взятое».
В сентябре -- октябре 1780 года декларация о вооруженном нейтралитете стала предметом специального рассмотрения Континентальным конгрессом США. На заседании 26 сентября 1780 года Р. Ливингстон внес предложение признать, что содержащиеся в русской декларации правила «полезны, разумны и справедливы». Как и другие члены конгресса, он считал, что декларация России заслуживает «самого неотложного внимания поднимающейся республики».
В конечном итоге, можно признать некоторую иронию в том, что Екатерина Великая, как самый абсолютистский монарх Европы, поддержала американскую Республику. Помимо того, Тадеуш Костюшко, поляк и герой американской войны за независимость, в последствии поднял восстание в Польше против России, Пруссии и Австрии в 1794 году. Также крайне иронично, что Екатерина впервые присоединила к России Крым – захватив его у Османской империи.