Карельский филиал ФГБУ «Главрыбвод» выпустили в реку Шуя (Карелия, бассейн Онежского озера) 1137 смолтов озёрного онежского лосося.
Для каждого, кто знаком с лососёвой рыбалкой на Онеге, а особенно знаком с ней в период 2003-2006 года, само слово "шуя" носит какой-то особый, магический характер.
1137 шт - это, конечно, ничтожная цифра. У нас в России не проводят полноценных исследований. Никто толком не знает о пути миграции лосося. Никто не ведёт точный учёт возврата. В оценках можно оперировать лишь данными западных коллег. Где стараются всё это учитывать. Согласно этой статистике лишь 1/3 от общего числа доберётся до моря. Основная часть выпущенного лосося будет съедена хищниками или птицами или просто погибнет. Ещё половина от оставшегося количества погибнет в первое время, оказавшись в большом водоёме. Но и достигнув крупного размера, когда большинство хищников уже не представляют угрозы, рыба продолжает гибнуть.
Поэтому, если из этого числа спустя 3-5 лет в реку вернётся хотя бы 25-30 взрослых рыб - это уже хорошо! Но скорее всего их число будет не больше 3-5. Хотя в действительности никто не в состоянии этого зафиксировать.
Онежское озеро уникально по многим причинам. И именно здесь вопросы нужно ли выпускать рыбу и кто реально влияет на состояние популяции обрели какой-то особенно зловещий смысл!
Шуйское стадо - именно так называют "заводского лосося" рыболовы. Его легко отличить не только по обрезанному жировому плавнику (кажется теперь его никто и не режет). Но и по цвету, деформированным плавникам и поведению. В борьбе представитель шуйского стада ощутимо уступает своим диким сородичам.
Однако в лучшие годы на Онежском озере, когда уловы "зачётной рыбы" (от 1,5-2 кг) исчислялись десятками штук в день; на одного "дикого" приходилось 4-7 шуйских. То есть, результат работы рыбоводного завода был очевиден каждому, кто хоть раз удачно половил на Онеге.
В 2006 году после долгих дискуссий, споров и обсуждений, Шуйское стадо было выделено в отдельную популяцию и выведено из Красной Книги (уникальный для нашей страны случай, когда в одном водоёме выделяют одну популяцию; уникальный и весьма эффективный, если бы всё работало).
А вскоре появились лицензии и на озеро хлынул поток рыболовов.
Сегодня уже сложно сказать, кто именно нанёс решающий удар. Да и так ли это важно? Из основных причин, оказавших влияние на стремительное сокращение популяции озёрного лосося в Онежском озере, принято выделять три:
- истощение кормовой базы в следствии перелова промысловиками. В сочетании с возросшим прессингом на кормовую базу со стороны разросшейся популяции самого лосося. Проще говоря, кормовой ряпушки стало слишком мало, чтобы прокормить популяцию.
- Браконьерство в устьях рек. Впрочем, лично я не склонен считать эту причину такой уж значимой. Учитывая, что основу общей популяции, как уже сказал, составляли "выходцы" с шуйского рыбоводного завода. Браконьеры же нанесли решающий удар по другим лососёвым рекам, в которых нерестились дикие популяции. Что не так существенно для общей популяции, но катастрофически для отдельных популяций.
- Любительское рыболовство. На мой взгляд именно это явилось главной причиной. Вместо соблюдения регламента: одна лицензия - одна рыба; хлынувший поток рыболовов принялся выкашивать всё, что попадётся. А местная рыбоохрана утратила к этому интерес.
Хватило всего 6-7 лет, чтобы довести озеро до неузнаваемого состояния. Теперь ловля лосося вновь под запретом. Но в отличие от того времени, когда я совершал свои первые поездки на второе по глубине и площади водной поверхности озеро Европы и без запрета рассчитывать на богатый улов едва ли стоит.
Возможно, к уже названым причинам можно добавить и резкое сокращение объёма выращиваемой молоди самим рыбоводным заводом. Говорят, что связано это с невозможностью отловить достаточное число производителей. Может и так.
Я уже приводил простой математический пример воздействия на озеро. Не сложно и повторить. Уловы в 20-30 особей в день - было обычным делом в благоприятные дни. Рекорд нашего катера - 42 "зачётных" рыбы. (важно отметить, что считались только особи весом более 1,5 кг. Меньшего размера не шли в общий зачёт).
Но представим, что в среднем улов составляет 10 рыб на один катер. При этом в озере ловят всего 10 катеров. (и хотя не каждая лодка привозила на берег 10 рыб, зато самих лодок в озере явно не одна сотня). Итак 10 лодок Х 10 рыб = 100 взрослых особей в день. Через 10 дней это уже 1000 (столько же, сколько выпустили вчера малька).
А за сезон не менее 150 000 особей лосося.
Но в любом случае, Онега - это хороший пример, чтобы задуматься. Искусственное зарыбление это хорошо или плохо? И кто несёт ответственность за состояние водоёма?
И если обычные рыболовы в состоянии оказать влияние на состояние популяции такого большого водоёма, то что уж говорить о менее значимых и масштабных?
Друзья, я потихоньку возвращаюсь в строй. И стараюсь наращивать объём публикаций здесь, в блоге. Кроме того, я завёл и ещё один блог, где буду писать на более отвлечённые темы DM_812
Подписывайтесь, если ещё НЕ! Ставьте палец вверх, если согласны или материал понравился вам. Ставьте вниз, но обязательно пишите в комментах с чем несогласны!
Дмитрий Матвеев // ItodorTV
Instagram @ItodorTV
YouTube.com/ItodorTV
Фото автора (с)