Как нашли?
С сентября 2011 г в особняке Трубецких-Нарышкиных (Чайковского,29) в Санкт-Петербурге полным ходом шла реконструкция здания. Занималась работами компания «Интарсия».
27 марта 2012 г. служба безопасности остановила подозрительную «Газель» субподрядчика с рабочими из Таджикистана, которые собирались вывезти из особняка строительный мусор. При осмотре содержимого, выяснилось, что в некоторых мешках со строительным мусором были спрятаны ценности: три больших золоченых подноса и столовое серебро. После чего сотрудники службы безопасности решили осмотреть флигель, в котором до революции жила прислуга.
Оказалось, что строители при разборе полов между вторым и третьими этажами наткнулись на небольшое помещение площадью 6 квадратных метров. Комната не была обозначена ни в одном плане здания. Там оказалось еще больше драгоценностей…
Что нашли?
В итоге общее количество найденных предметов составило 2 168 предметов. В основном клад состоял из золотых и серебряных старинных сервизов конца XVIII- начала XX века. В тайнике также нашли ювелирные украшения, туалетные приборы, часы, и самое поразительное для меня - флакон с остатками духов.
Коллекцию столового серебра дополняли французские ножи с перламутровыми и фарфоровыми расписными ручками, ящики с приборами. На них стояли клейма таких отечественных ювелиров как Сазиков, Вырыпаев, Овчинников, Хлебников, братья Грачевы, Кейбель, Фаберже. Были и иностранные изготовители, представленные клеймами фирм Falize, Aucoc Aine, Touron, Adiot, Cristofle. Есть в коллекции и клейма индивидуальных мастеров: L. Aucoc, E. Queille, E. Queille, С. Harleux.
Больше всего предметов было с клеймом Игната Сазикова. Примечателен его сервиз в русском стиле, где на одной из чашек и рюмочках была выгравирована надпись «Загорелась душа от винного ковша. Меньше всего ювелирных изделий было представлено фирмой Фаберже. Её производства оказались солонка и рюмка, несколько мелких пасхальных подвесок и часы в футляре. Скорее всего, вещи этой фирмы еще раньше вывезли из Петрограда, опасаясь приближения немцев.
Точная рыночная стоимость клада составила 189 миллионов 542 тысячи рублей.
Самым дорогим предметом стали парные канделябры - 2,2 миллиона рублей, самой "дешевой" - частично "беззубая" расческа. Ее стоимость - около 500 рублей.
Как определили владельца?
В тайнике также нашли ордена и медали и памятные знаки: орден Святой Анны, орден Святого Станислава и медали «В память 300-летия царствования дома Романовых» и «В память 100-летия Отечественной войны 1812 г.». В тайнике было также найдено именное свидетельство о вручении медали «За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации» и ордена Святого Владимира IV степени. Всё это, и еще увольнительный билет, были на имя Сергея Сергеевича Сомова.
Так удалось установить владельца клада. Он был супругом Натальи Нарышкиной, младшей дочери владельца особняка, чиновника Министерства иностранных дел Василия Нарышкина. Он умер ещё до Первой мировой войны, в 1906 г. Можно предположить, что после смерти Василия Нарышкина, особняк перешёл во владение семье Нарышкиных-Сомовых.
Помимо этого, на хозяина тайника указывают два других предмета, найденных в особняке. Первый - дорожная мыльница с монограммой «СС» (Сергей Сомов) и дорожный несессер французской фирмы с марьяжными гербами Сомовых и Нарышкиных.
Как прятали клад:
Не вызывает сомнения тот факт, что упаковка предметов проходила в 1917 г. и спешно. Об этом свидетельствуют два факта.
Первый - газеты, в которую были завёрнуты многие столовые приборы, датируются мартом, июлем, августом и сентябрём 1917 г. Часть была завёрнута в газету «Русская воля». Что любопытно, упаковочный материал был пропитан уксусом, чтобы предотвратить почернения серебра. Второй факт – на некоторых вилка остались кусочки еды, а в чайнице нашли частицы заварки.
То есть, можно предположить, что упаковка одного из сервизов была начата почти сразу после трапезы, с него быстро смахнули еду и начали упаковывать фамильное серебро. Награды и ордена буквально «снимались с себя» непосредственно владельцами и убирались к остальным драгоценностям.
После революции через Финляндию, семья эмигрировала во Францию. Там Сомов был в числе приближенных великого князя Владимира Кирилловича. Состоял в Обществе бывших русских судебных деятелей и Объединении правоведов. В 1950-х гг. заведовал музеем полкового объединения лейб-гвардии Его Величества гусарского полка. Умер в 1976 в Ницце, похоронен на кладбище в Сен-Женевьев де Буа под Парижем. Жена скончалась в 1978 г.
Дальнейшая судьба клада
В 2012 г. коллекцию вывезли в Константиновский дворец, где её впервые показали для публики, всего было продемонстрировано 340 предметов. В 2013 г. часть предметов передали для экспонирования в Павловский дворец, часть осталась в Константиновском дворце.
В 2018 г. клад в полном составе передаётся в фонд музея-заповедника «Царское Село». Здесь, в декабре 2019 г. в Екатерининском дворце открылась выставка «Фамильное серебро дворянского рода», на которой после реставрации и атрибуции было показано уже 700 предметов.
Запись онлайн экскурсии по выставке
История дома
Изначально здание было одноэтажным, оно было построено в 1780 г. для прадеда поэта Александра Пушкина Абрама Ганнибала. В 1856 г здание перестраивается для Трубецких по проекту Гаральда Боссе. В 1876-м здание перестроил для Нарышкиных Роберт Гедике.
В 2009 г. началась подготовка здания к реконструкции. Второй этаж, где были коммунальные квартиры, расселили. Реконструкция «Интарсией» началась в сентябре 2011 г. Тогда планировалось приспособить здания под Санкт-петербургский международный центр сохранения культурного наследия. В помещении первого этажа, где в советское время находилась столовая, планировалось открыть ресторан. Реставрация была завершена в 2013 г.
Сейчас парадные залы второго этажа сдаются в аренду и используются как площадка для проведения разных мероприятий.
На момент августа 2021 г. в здании находится центр рентгенодиагностики, рекламное агентство и другие фирмы. О событии 2012 г., когда был найден клад Нарышкиных, напоминает периодически проводимая здесь выставка ювелирных украшений «Сокровища Петербурга»...