Всякий, кто хоть раз прищуривался, глядя на крестное знамение в исполнении православных, католиков и староверов, замечал, что первые делают это тремя пальцами, вторых – всей кистью, а третьи – только двумя пальцами.
Те же, кто был предельно внимателен, замечал и то, что направление, в котором движется рука отнюдь не одно и то же.
Само собой, это не случайность и каждая из сторон считает, что ее «крест» правовернее, чем у прочих. Ссылаются при этом на различные письмена разной степени авторитетности.
Однако нам сейчас интересно, какой смысл вкладывается в эти различия, ведь это не просто традиция, не имеющая под собой никакого сакрального смысла. В религии, какой бы странной она ни была, так не бывает.
Золотые времена крестного знамения
Таковые продолжались довольно долго – большую часть христианской истории. Поначалу христиане вообще никаких знамений не совершали, считая, что истинная близость к богу не от движений конечностями зависит.
Но постепенно вера обрастала обрядностью, в чем были как минусы, так и плюсы, и где-то в процессе этого родилось и крестное знамение.
Однако камнем преткновения оно не являлось и, по крайней мере, католикам было позволительно креститься как заблагорассудится даже после раскола церкви – аж до второй половины XVI века!
Иными словами, как я уже не раз писал, эпоха Средневековья была, скорее, эпохой темноты, но не такого уж религиозного террора.
Гайки же стали закручивать тогда, когда темнота стала рассеиваться – в эпоху Возрождения. Именно на этот период и пришлось предписание папы Пия V креститься слева направо.
«Напра-во! Нале-во!»
Итак, католики должны были креститься слева направо. Чем это объяснялось? А тем, что движение слева направо, обозначает перемещение от человека к богу.
Что может дать богу человек? Ничего, кроме искреннего призыва. Это, безусловно, ценно. Но что же тогда подразумевают православные, которые крестятся справа-налево?
Здесь тоже все логично: движение при этом диаметрально противоположное – от Бога к человеку. Что может дать первый последнему? – Да, все может!
Вот примерно это и подразумевается: благословение божье, исходящее от всевышнего к человеку. Так что и здесь все логично.
Маленький нюанс: и католические и православные священники, осеняя сим знамением свою паству, делают это слева направо, чтобы по отношению к людям, который стоят с другой стороны это было справа налево, что означает, что бог благословляет их. Вот так все сложно и запутанно!
Считаем пальцы
Количество пальцев тоже имеет значение, с чем, в общем-то, согласны даже неверующие, какой контекст ни возьми.
Начнем со староверов. Их два пальца подразумевают двуединую природу Христа, в котором слилось Божественное и человеческое.
Это было характерно для всех русских православных до церковной реформы, когда двоеперстие было заменено на троеперстие.
Оно обозначало троицу, так что, вроде, тоже все по-христиански. Однако на иконах в церквях по-прежнему можно увидеть двоеперстие. Почему? – Рекомендую задать этот вопрос самостоятельно. Мне ответили: «А это потому, что это Христос». Я ответил: «Понял», и ушел.
Что касается католиков, то, хотя с виду они крестятся всей «клешней», на самом деле имеются в виду только пять пальцев.
И это тоже говорит о многом. Вернее, о многих ранах, коих на теле Христа по преданию было:
- На ногах – 2 шт;
- На руках – 2 шт;
- Под ребрами от удара копьем – 1 шт.
- Итого: 5 ран.
Лирическое отступление: со стороны может показаться, что я глумлюсь над чувствами верующих, но это не так. Но я знаком с истинными верующими (не только христианами), и могу сказать, что это не дешевые истерички, которых косым взглядом до жалоб довести можно.
Эти, если надо, и серьезные гонения вынесут, не то, что чей-то скепсис. Так что глумиться можно только над чувствами тех, кто свою веру в больное место превратил.
Однако вернемся к крестным знамениям. Не совершают их только немногочисленные ультра-экзотические сектанты и многочисленные протестанты, хотя среди некоторых, особенно среди разного рода неопятидесятников можно и креститься, если хочется.
Как креститься? – Как бог на душу положит. В этом плане они (даром, что «нео-») очень близки именно к ранним христианам. А, может, это просто современный характерный для западной массовой «культуры» пофигизм, замаскированный под «возвращение к истокам». Как думаете?