- Футболист 1979, 1980 годов в Южной Америке.
- Футболист 1979-1981 годов в Аргентине.
- Лучший игрок чемпионата мира 1986 года.
- Лучший игрок молодежного чемпионата мира 1979 года.
- Пятикратный лучший бомбардир чемпионатов Аргентины (1978-1980).
- Лучший бомбардир чемпионата Италии 1988 года.
- Лучший бомбардир Кубка Италии 1988 года.
- Чемпион мира 1986 года.
- Серебряный призер чемпионата мира 1990 года.
- Бронзовый призер Кубка Америки 1989 года.
- Победитель молодежного чемпионата мира 1979 года.
- Обладатель Кубка УЕФА 1989 года.
- Чемпион Аргентины 1981 года.
- Обладатель Кубка Испании 1983 года.
- Обладатель Суперкубка Испании 1984 года.
- Чемпион Италии 1987, 1990 годов.
- Серебряный призер чемпионатов Италии 1988, 1989 годов.
- Бронзовый призер чемпионата Италии 1986 года.
- Обладатель Кубка Италии 1987 года.
- Обладатель Суперкубка Италии 1990 года.
- «Архентинос Хуниорс» (1976-1981; 166 матчей, 116 голов).
- «Бока Хуниорс» (1981-1982; 40 матчей, 28 голов).
- «Барселона» Испания (1982-1984; 52 матча, 34 гола).
- «Наполи» Италия (1984-1991; 258 матчей, 115 голов).
- «Севилья» Испания (1992-1993; 29 матчей, 7 голов).
- «Ньюэллс Олд Бойз» (1993; 5 матчей).
- «Бока Хуниорс» (1995-1997; 30 матчей, 7 голов).
- Сборная Аргентины (1977-1994; 91 матч, 34 гола).
- Игрок столетия по версии ФИФА.
- Второй футболист мира всех времен по версии обладателей «Золотого мяча».
- Лучший спортсмен XX века в Аргентине.
- Лучший аргентинский футболист всех времен.
- Член символической сборной игроков Южной Америки всех времен.
- Автор лучшего гола в истории футбола.
Диего Марадона, полностью Диего Армандо Марадона (родился 30 октября 1960 года, Ланус, Буэнос—Айрес, Аргентина-умер 25 ноября 2020 года, Тигре, Буэнос-Айрес), аргентинский футболист, которого принято считать лучшим футболистом 1980-х годов и одним из величайших всех времен. Известный своей способностью контролировать мяч и создавать голевые моменты для себя и других, он возглавлял клубные команды на чемпионатах Аргентины, Италии и Испании, а также играл главную роль в сборной Аргентины, которая выиграла чемпионат мира 1986 года.
Марадона рано проявил футбольный талант, и в возрасте восьми лет он присоединился к Las Cebollitas (“Маленький лук”), мужской команде, которая выиграла 136 игр подряд и национальный чемпионат. Он подписал контракт с "Аргентинос Хуниорс" в возрасте 14 лет и дебютировал в первом дивизионе в 1976 году, за 10 дней до своего 16-летия. Всего четыре месяца спустя он дебютировал в национальной команде, став самым молодым аргентинцем, когда-либо сделавшим это. Хотя он был исключен из команды, выигравшей чемпионат мира 1978 года, потому что считалось, что он все еще слишком молод, в следующем году он был лидером в национальной команде Аргентины до 20 лет на чемпионате мира среди молодежи, добившись с командой первого успеха на мировой арене.
Марадона перешел в "Бока Хуниорс" в 1981 году и сразу же помог им завоевать чемпионство. Затем он переехал в Европу, играя с "Барселоной" в 1982 году (и выиграв Кубок Испании в 1983 году), а затем с "Наполи" (1984-91), где добился большого успеха, подняв традиционно слабую неаполитанскую команду до высот итальянского футбола. С Марадоной команда выиграла чемпионский титул и кубок в 1987 году, а в 1990 году снова завоевала чемпионский титул. Пребывание Марадоны в "Наполи" подошло к концу, когда он был арестован в Аргентине за хранение кокаина и получил 15-месячное отстранение от игры в футбол. Затем он играл за испанскую "Севилью" и "Ньюэллз Олд Бойз" в Аргентине. В 1995 году он вернулся в "Бока Хуниорс" и сыграл свой последний матч 25 октября 1997 года.
Карьера Марадоны в сборной Аргентины включала выступления на чемпионатах мира в 1982, 1986, 1990 и 1994 годах. Он доминировал на соревнованиях 1986 года в Мексике. В четвертьфинальной победе над Англией со счетом 2: 1 он забил два самых запоминающихся гола в истории чемпионатов мира. Первый был забит его рукой (судья ошибочно подумал, что мяч попал ему в голову), гол, который теперь запомнился как гол “Руки Бога”. Второй произошел после того, как Марадона завладел мячом в центре поля и провел мяч через группу английских защитников и мимо вратаря, прежде чем отправить мяч в ворота. Этот матч был особенно принципиальным из-за войны, которая на тот момент происходила между Аргентиной и Британией за право владеть Фолклендскими островами.
Коренастый и стойкий полузащитник, Марадона стал героем низших классов Аргентины (откуда он родом) и южной Италии, где он привел "Наполи" к победам над более богатыми северными клубами. За свою 21-летнюю профессиональную карьеру он провел 490 официальных клубных матчей, забив 259 голов; за сборную Аргентины он сыграл 91 матч и забил 34 гола. Интернет - опрос, проведенный Международной федерацией футбола, назвал Марадону лучшим игроком 20-го века.
Особое признание и любовь болельщиков Диего завоевал в Неаполе.
Диего Марадону недолюбливали в «Барселоне» еще до финала Кубка Испании-1984, но матч против «Атлетика» положил конец его страстной и противоречивой каталонской карьере. Нападающий устал от постоянного внимания медиа и боссов клуба, которые следили, как он веселился, что пил и насколько выкладывался на тренировках. После финального свистка последней игры сезона Диего выпустил накопившийся негатив и набросился на соперника Мигеля Солу, спровоцировав драку между командами.
Марадону наказали трехмесячным баном, а руководство «Барсы» взбесило его настолько, что аргентинец был готов сам выкупить контракт. К счастью, нашелся другой вариант – боровшийся за выживание «Наполи» загорелся идеей подписать звезду, несмотря на тяжелый характер и скандальную репутацию. Еще до перехода между игроком и Неаполем образовалась прочная связь, которая не исчерпывалась признанием таланта Марадоны. Когда после завершения переговоров президент «Барсы» Хосеп Луис Нуньес в последний момент потребовал дополнительные 550 тысяч евро, жители города на юге Италии организовали сбор средств и быстро раздобыли нужную сумму – настолько сильно они хотели видеть Диего в небесно-голубой форме.
«Чтобы понять, как приезд Марадоны изменил город, нужно понимать Неаполь, – объяснила архивный продюсер документального фильма «Диего Марадона» Фьяметта Луино. – Менталитет города таков, что в нем постоянно ждут спасителя. Люди чувствуют, что север обирал их годами, но верят, что кто-то появится и поможет». На момент трансфера Диего Неаполь казался чуть ли не последним местом в Европе, куда должен отправиться один из самых известных игроков мира: «Наполи» не был топ-клубом, город лидировал в Италии по уровню безработицы, захватившая власть группировка каморра открыто разбиралась с конкурентами, а землетрясение 1980 года оставило значительную часть юга Италии в руинах.
На самом деле именно тяжелая судьба Неаполя предопределила вспыхнувшую между городом и футболистом страсть. Диего мало отличался от итальянских южан как историей, так и менталитетом: он вырос в перенаселенном и нищем пригороде Буэнос-Айреса Вилья Фиорито, где отцу приходилось работать укладчиком кирпичей почти сутки напролет, чтобы прокормить семью. Важно и то, что столица Аргентины стала домом для одной из крупнейших диаспор итальянских иммигрантов, поэтому две нации сблизились задолго до Марадоны. Для пролетарского «Бока Хуниорс», в котором началась слава Диего, он стал символом борьбы с олицетворяющим истэблишмент «Ривер Плейт», а в Барселоне его пренебрежительно называли жалким латиносом («sudaca») за смуглую кожу и происхождение.
Переживший унижения и бедность Марадона не смотрел на поклонявшихся ему неаполитанцев свысока, хотя для них стал святым еще до первой игры за новый клуб. 5 июля 1984-го Диего прибыл на стадион «Сан-Паоло» на вертолете, будто спустившись на землю с голубых, как цвета «Наполи», небес. Его приветствовали восторженными криками 70 тысяч фанатов, а за каждым его движением следили более 100 журналистов и фотографов. «Я чувствовал, что меня любят по-настоящему, – вспоминал Марадона. – Неаполь был таким же безумным городом, как и я, а футбол в нем был отдельной жизнью. Многие вещи напоминали о моем прошлом. Люди так же бастовали из-за голода, некоторые приковывали себя к ограждению стадиона и умоляли меня перейти. Как я мог их подвести?»
Потрясающие голы, взрывной темперамент и непредсказуемые финты только усилили ощущение, что в лице Марадоны Неаполь обрел сверхъестественного покровителя: он всю жизнь шел к тому, чтобы оказаться на юге Италии, и ни на секунду не обманул ожидания молившихся почитателей. Работавший в Неаполе корреспондент The Guardian Эд Валльями описал эффект, который Диего произвел на болельщиков, как почти мистический опыт: «Неаполь существовал в тени вулкана, в тесной связи с культами смерти и загробной жизни. После титула в 1990-м и трехдневных празднований на кладбище появилось граффити с надписью: «Вы не знаете, что пропустили». Вскоре появился ответ: «С чего вы взяли, что мы пропустили?» Какое отношение это имеет к Марадоне? Самое буквальное. Марадона колдовал на поле. Его футбол напоминал вуду. Он читал мысли соперника еще до того, как тот узнавал о них. Марадона играл в языческий футбол в языческом городе, и его любили за это».
Результаты «Наполи» после прихода Диего подтверждали его неземное величие. За семь лет аргентинец привел клуб, который до этого никогда не выигрывал скудетто, к двум титулам, победам в Кубке Италии и Кубке УЕФА. Этим достижениям добавляет особой значимости то, насколько силен был чемпионат Италии в конце 1980-х: Мишель Платини и Микаэль Лаудруп в «Ювентусе», Марко ван Бастен, Руд Гуллит и Франк Райкард в «Милане», Карл-Хайнц Румменигге, Лотар Маттеус и Юрген Клинсманн в «Интере». Серия А доминировала среди европейских чемпионатов, а Марадона сделал так, что «Наполи» доминировал в Серии А.
«Когда я пришел, «Наполи» был ближе ко второму дивизиону, чем к чемпионству, – рассказал Диего. – Я знал, что будет очень тяжело, но также знал, что чем сложнее обстоятельства, тем я счастливее. Чем меньше люди верили в меня или в команду, тем больше я злился, а чем сильнее я злился, тем сильнее играл». После первого титула в 1987-м Золотой мальчик назвал себя сыном Неаполя, а жители города из-за празднований выпали из жизни примерно на месяц. По значимости Диего сравнился с покровителем Неаполя Святым Януарием, который отдал жизнь ради веры. В его честь называли детей и меняли тексты песен, а в последние недели триумфального сезона-1986/87 в окнах магазинов появились картонки с измененным текстом молитвы «Отче наш»: «Марадона наш, сущий на поле! Да светится имя Твое, Царствие твое есть «Наполи», избави нас от разочарования, но приведи нас к титулу. Аминь».
Еще одной причиной культа Марадоны стала роль футболиста в противостоянии севера и юга Италии. Война регионов продолжается с объединения страны в 1871-м и проявляется в экономическом неравенстве: пока индустриальный север с корпорациями вроде FIAT богател, агрокультурный юг мучился от безработицы и отсутствия перспектив. Северяне считают южан грубыми, грязными, ленивыми невеждами. Южане обвиняют северян в высокомерии, снобизме и жадности. Вражда часто принимала унизительные формы: на стадионах «Ювентуса» и «Милана» команду Марадоны встречали баннеры с надписями «Добро пожаловать в Италию», «Помойтесь!», «Неаполитанцы – жертвы холеры» и «Везувий, очисти их огнем».
Респектабельные северяне привыкли к доминированию во всем – легко представить, какой шок вызвало у боссов топ-клубов чемпионство
«Наполи». «Все было против нас, – объяснил Марадона в автобиографии. – Битва севера с югом закалила меня и позволила за что-то бороться. Я сражался за бедных, сражался за справедливость. То, чего мы добились, стало для севера мощным ударом. До нас никто на юге страны ни завоевывал скудетто. Меня любили все бедные южане, я стал их покровителем. Я символизировал борьбу с могущественным севером, потому что отобрал что-то важное у богатых и отдал бедным».
Фанаты не давали Марадоне проходу: если футболист выходил в кино или магазин, его мгновенно окружала толпа – люди падали перед ним ниц и умоляли об автографе. По легенде, однажды медсестра украла образец крови Диего и отдала его в местную церковь. Другая история гласит о работнике рыболовной лавки, которого уволили за отказ носить форму «Наполи» с фамилией аргентинца. Когда мужчина согласился надеть джерси и исполнить пару песен в честь бога-футболиста, начальник с радостью вернул ему должность.
Карьера Диего в Италии могла закончиться хэппи-эндом, но обернулась трагедией: беспрецедентное обожание привело к его краху. Популярность угрожала личной жизни аргентинца, и тогда ему предложила помощь каморра – гангстерская группировка, заменившая мафию на улицах Неаполя. Преступники удовлетворяли порочные желания Марадоны: поставляли ему проституток и кокаин, скрывали от болельщиков и журналистов. Нападающий пристрастился к наркотикам еще в «Барсе», но именно в Неаполе зависимость поставила под угрозу его карьеру. В книге журналиста Джона Ладдена «Однажды в Неаполе» рассказывается, как в 1985-м Марадона занюхал дорожку прямо в ванной папы Иоанна Павла II во время личной аудиенции с главой католической церкви.
Почти сразу после прихода Диего в «Наполи» появилась информация, что каморра поучаствовала в его трансфере, но задававших неудобные вопросы журналистов выгоняли с пресс-конференций и даже заставляли покинуть страну. В сентябре 1986-го Марадону поглотили скандалы: 22-летняя Кристина Синагра рассказала, что родила ребенка от футболиста. К тому времени Диего уже женился на Клаудии Вильяфанье, с которой встречался с детства и которая позже стала матерью двух его дочерей. Диего публично отказался от ребенка Синагры и признал его лишь в 2016-м, хотя ДНК-тест подтвердил его отцовство еще в 1993-м. Имидж Диего был испорчен для всего остального мира, кроме Неаполя, где за искру гениальности прощали любые пороки.
Ситуацию стало невозможно игнорировать, когда вредные привычки и плохой характер Марадоны начали влиять на его игру. Диего опаздывал на тренировки, спорил с руководством, а в 1990-м перешел все границы, когда отказался лететь с командой на матч против «Спартака» в Кубке чемпионов. Он прибыл в Москву на частном самолете вечером накануне матча и присоединился к одноклубникам только после частной экскурсии по Мавзолею – для пролетария Марадоны социалистическая идеология была самой логичной формой борьбы с финансовым и классовым угнетением.
Наконец раскрылась и связь нападающего с каморрой. Диего клялся, что не знал о преступных делах клана Джулиано, но полицейские сделали достаточно снимков, чтобы доказать обратное: футболист проводил время в джакузи гангстеров, посещал их семейные торжества и заказывал у них проституток под предлогом встреч с поклонницами. Возможно, все обошлось бы, но информация о связи Марадоны с каморрой совпала по времени со скандальным выступлением Диего на ЧМ-1990. Золотой мальчик уже привел аргентинцев к заветному титулу в 1986-м – тогда он сделал дубль в четвертьфинале против англичан и отомстил за проигранные Фолклендские острова. Четыре года спустя Диего снова придал турниру политический оттенок: перед полуфиналом Италии против Аргентины в Неаполи он попросил южан поддержать его команду, а не родную сборную.
«Мне не нравится, что все просят неаполитанцев быть итальянцами и болеть за сборную Италии, – заявил Диего на пресс-конференции. – Неаполь всегда воспринимался отдельно от остальной страны. Это город, который страдает от несправедливого национализма». Некоторые неаполитанцы послушались местного святого и поддержали Аргентину, которая выиграла по пенальти, но в национальном масштабе провокация нанесла непоправимый урон репутации Марадоны. Gazetta dello Sport назвала Диего дьяволом, а в опросе La Repubblica о том, какую историческую личность итальянцы презирают больше всего, он занял первое место.
Весной 1991-го после матча чемпионата Италии против «Бари» в допинг-пробе Марадоны обнаружили кокаин. Диего объяснял проступки подтасовкой результатов и заговором футбольных властей, но к тому времени мало кто сомневался в виновности 30-летнего скандалиста. Его дисквалифицировали на 15 месяцев, а позже арестовали за хранение кокаина и приговорили к 14 месяцам условного заключения. После окончания бана о возвращении в «Наполи» не было и речи: для неаполитанцев Диего остался святым, но сам футболист устал от бесконечных политических интриг и мечтал о спокойном завершении карьеры на родине. Его мечта сбылась после тусклого сезона в «Севилье».
Позже появилось множество интерпретаций безумной итальянской карьеры Марадоны – для этой страны он стал не просто звездным футболистом, а культурным феноменом. «Момент, когда он отказался от сына, стал поворотным в его жизни, – считает режиссер документалки об аргентинце Азиф Кападия. – С высоты достижений он решил, что не может совершить ошибку или показать слабость, поэтому начал лгать. Это привело его к пути, на котором он потерял себя». Марадона покинул Италию как антигерой, хотя для Неаполя все равно остался святым: когда в 2011-м город посетила его дочь Дальма Марадона, люди падали перед ней ниц и не давали проходу. Девушке пришлось посетить больницу, где ее встречали у палат даже безнадежные больные, а стадион открыли специально для нее, несмотря на выходной.