Данная статья завершает серию публикаций об истории кроссовера Volkswagen Teramont/Atlas, начатую в первой и второй частях. Третья заключительная часть посвящена обновленным автомобилям семейства, один из вариантов которых уже скоро появится в России.
Предстоявшее обновление американского полноразмерного кроссовера Atlas стало очевидным во второй половине 2019 года, когда «на арену» выходил купеобразный Atlas Cross Sport со своим, уже вполне свежим, обликом. Соответственно, ожидалось, что его черты в значительной степени позаимствует и осовремененный «базовый» Atlas. И первые рендеры такого обновления не заставили себя долго ждать, они появились в декабре 2019 года.
Немного позже, когда Atlas Cross Sport уже начинал свой выход на рынок Северной Америки, а именно 6 февраля 2020 года, на автовыставке в Чикаго Volkswagen представил дизайнерское обновление «обычного» «Атласа». Ничего неожиданного не случилось: внешние черты «спортивной» купеобразной версии действительно перекочевали на «базовую». Обновилась решетка радиатора, изменились фары, бамперы стали «выразительней». Небольшой трансформации подверглась и задняя часть машины. В частности, на заднем бампере расположилась узкая красная светоотражающая полоса во всю его ширину. Конечно же, колесная база осталась прежней, и, вопреки утверждениям ряда СМИ об увеличении длины машины на 76 мм из-за новой геометрии бамперов, справочники указывают прежнюю длину (5037 мм).
В салоне автомобиля тоже была проведена частичная модернизация. Цифровая приборная панель стала 10-дюймовой (вместо более ранней 12,3-дюймовой), занял свое место новый руль. Существенно обновились (дополнились новыми возможностями) системы помощи водителю. Моторная гамма не претерпела изменений, но впервые в США появилась возможность заказать 2-литровый мотор в сочетании с полным приводом (ранее такое сочетание было доступным только в машинах, направляемых из Америки на экспорт, в том числе в Россию).
Спустя два месяца, в начале апреля 2020 года, была представлена в обновленном варианте внешне более выразительная и «агрессивная» версия R-Line. Но изменения в ней были незначительны, так как свой фейслифтинг она «прошла» фактически при создании.
Продажи обновленных «Атласов» (и тождественных им экспортных «Терамонтов») начались весной того же года.
В конце 2020 года «спортивное купе» Atlas Cross Sport, ранее поставлявшееся только в США и Канаду, начало выход на рынки Латинской Америки. Но, похоже, пока автомобиль импортируется только в Мексике. Туда эта машина поставляется под сокращенным названием Cross Sport и только в облике R-Line. Продажи в Мексике начались 1 декабря 2020 года.
Практически параллельно с обновлением «Атласа» развивалась история его «внедорожной» версии – Basecamp ("базовый лагерь"). С самого начала она предназначалась для тех, кто не ищет легких путей в буквальном смысле этой фразы. Конечно, речь не шла о полноценном вездеходе, машина не перерабатывалась для этого конструктивно, но должна была оснащаться вездеходными шинами, а также другими системами и аксессуарами, полезными вдали от шоссейных дорог. В апреле 2019 года на Нью-Йоркском автошоу состоялось первое представление такого варианта. Базировался он в то время, естественно, на самом раннем «Атласе» образца 2016 года.
Помимо вездеходных шин автомобиль отличался внешним оформлением, разработанным именно для него компанией Air Design. При этом машина оснащалась специальным комплектом, увеличивающим дорожный просвет примерно на 4 см, специальными же внедорожными светодиодными фонарями, багажной системой на крыше с держателями для велосипедов и защитными аксессуарами в интерьере. Мотор оставался тот же – VR6, который сочетался c 8-ступенчатой АКПП. Однако в то время это был всего лишь «концептуальный» автомобиль.
До «материализации» идеи в серийный вариант прошел примерно год. Только в конце марта 2020 года оснащение Basecamp от Air Design предстало в своем финальном серийном варианте. И в нем всё оказалось… гораздо проще. Пакет устанавливался на обновленную версию «Атласа» (2021 модельного года), но, по сути, ограничивался лишь внешним оформлением: атласный защитный кожух переднего бампера серебристого и антрацитового цветов, антрацитовые удлинители крыла с брызговиками, атласные серебряные коромысла, атласный серебристый задний полог с вырезом для прицепа и, конечно, шильдики Basecamp (это наименование к тому времени стало зарегистрированной торговой маркой), размещаемые на передних крыльях. Внедорожные способности машины были несколько улучшены лишь за счет опциональных вездеходных шин, которые были смонтированы на дисках специального дизайна, разработанного в свое время для концепта годичной давности. И что в итоге? В итоге Basecamp дает автомобилю не больше внедорожных возможностей, чем оформление R-Line добавляет спортивности поведению машины. Автомобиль с внешностью Basecamp поступил в продажу вскоре после его официального представления – летом 2020 года. Причем приобрести можно как весь пакет целиком, так и его элементы по отдельности (боковые шильдики Basecamp положены только для полного пакета).
В свою очередь, обновление «Терамонта» в Китае на этот раз потребовало значительно больше времени. И тому были причины. В январе 2021 года китайские сертификационные власти опубликовали первые официальные снимки обновленного полноразмерного кроссовера Teramont. Уже тогда по его внешнему облику стало очевидно, что пути родственных машин для американского и для китайского рынков расходятся всё дальше и дальше.
Спустя год после обновления «Атласа», в апреле 2021 года, модернизированный китайский Teramont был продемонстрирован «живьем». Не сказать, чтобы изменения были совсем уж радикальны, но машина стала выглядеть существенно иначе. Кроме того, в соответствии с новой модой, в старших комплектациях «Терамонта» стали светиться полоса и эмблема на радиаторной решетке. Задние фонари тоже теперь были соединены светящейся полосой, но красного цвета, причем во всех версиях машины.
Перемены в салоне были еще значительней. Крупный экран медиасистемы стал зрительно «отдельным», планшетообразным. Вертикальные центральные дефлектороы системы кондиционирования были заменены горизонтальными, а боковые дефлекторы стали двухуровневыми, причем каждый их сектор можно регулировать отдельно. Управление «климатом» разместилось теперь на узкой сенсорной полоске, а его настройки осуществляются «внутри» сенсорного «планшета» медиасистемы. Вместо селектора переключения передач теперь у «Терамонта» новомодный миниатюрный джойстик. Мягкие вставки обогатили собой передние панели и дверные подлокотники. Выбор вариантов цветом атмосферной подсветки салона возрос до 30.
Модернизация не затронула двигатели и трансмиссию – в них все осталось по-прежнему. Но и без этого китайский вариант кроссовера еще более увеличил отрыв от американского родственника в функциональности, богатстве оснащения и, соответственно, статусности.
Одновременно в том же ключе обновился и купеобразный Teramont X.
Продажи обеих обновленных машин (Teramont и Teramont X) на китайском рынке стартовали летом 2021 года.
На этом краткая история «Атласа»/«Терамонта» в трех частях, в сущности, завершается. Начинается современность. В том числе и для нас.
Возвращение в Россию
19 января 2021 года на своем официальном российском сайте Volkswagen опубликовал следующее сообщение.
Volkswagen делится первыми фактами о новом Teramont, самой большой модели в линейке марки, построенной на модульной платформе MQB. Несмотря на немалые габариты, автомобиль предлагает отличную динамику и управляемость.
Модель предлагается с двумя бензиновыми двигателями на выбор: R4 TSI 220 л.с. и VR6 FSI 249 л.с. Силовые агрегаты идут в сочетании с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач и полным приводом 4MOTION.
Volkswagen Teramont будет представлен в четырех комплектациях: Respect, Status, Exclusive и R-Line.
Модель оснащена широким набором современных технологий и систем пассивной и активной безопасности. Во всех версиях предлагается обновленная аудиосистема Composition Media с 8-дюймовым сенсорным экраном и голосовым управлением, 6 динамиков, навигационная система Discover Media, интерфейс для беспроводной зарядки мобильного телефона, 3-зонный климат-контроль, обогрев лобового стекла и подогрев передних сидений. Модель также оборудуется электроприводом открытия и закрытия двери багажного отделения, системой бесключевого доступа Keyless Access, функцией управления ближним светом фар Coming/Leaving Home, адаптивным круиз-контролем, системой контроля дистанции спереди Front Assist со встроенной автоматической функцией торможения City Emergency Braking и системой помощи при перестроении Side Assist.
Одновременно были объявлены и предварительные составы комплектаций.
Respect. Teramont в стартовой версии оснащается 18-дюймовыми легкосплавными дисками Titan, светодиодными фарами ближнего и дальнего света Basis Plus с отдельными дневными ходовыми огнями, бамперами в цвет кузова с декоративной отделкой, черными рейлингами на крыше и черной отделкой боковых стекол. Данная версия модели комплектуется многофункциональным рулевым колесом с отделкой из искусственной кожи и подогревом, комфортными передними сиденьями, декоративными вставками на передней панели и в отделке дверей, водительским сиденьем с электрорегулировками, пассажирским сиденьем с ручной регулировкой и обивкой сидений перфорированной искусственной кожей. Среди функционального оборудования комплектации: наружные зеркала заднего вида с электрорегулировками, подогревом и ручным складыванием, динамический автокорректор фар, система помощи при парковке Park Pilot с датчиками спереди и сзади с предупредительным звуковым сигналом, а также камера заднего вида.
Status. Для данной комплектации доступны светодиодные фары ближнего и дальнего света Top с отдельными дневными ходовыми огнями, бамперы в цвет кузова с хромированными молдингами в новом дизайне и серебристые рейлинги на крыше. Версия также дополнена комфортными передними сиденьями топ-комфорт с обивкой перфорированной кожей Vienna, с активной вентиляцией и электрорегулировками, водительским сиденьем с памятью регулировок, глянцевой центральной консолью и фоновой подсветкой интерьера. В качестве функционального оснащения для данной версии предлагается электроподогрев задних боковых сидений, наружные зеркала заднего вида с электрорегулировками, подогревом и функцией памяти, динамический автокорректор фар c функцией динамического адаптивного освещения и цифровая реконфигурируемая панель приборов Active Info Display. Для Teramont в данной комплектации опционально доступен пакет «Техника», который включает в себя систему кругового обзора Area View с камерой заднего вида, парковочный автопилот Park Assist и электроскладываемые наружные зеркала заднего вида с электрорегулировками, подогревом и функцией памяти.
Exclusive. Для автомобиля в данной комплектации дополнительно предлагаются 20-дюймовые легкосплавные диски, хромированная отделка боковых стекол, электроскладываемые наружные зеркала заднего вида с электрорегулировками, подогревом и функцией памяти, система автоматического управления дальним светом Light Assist, парковочный автопилот Park Assist, ассистент движения по полосе Lane Assist и система кругового обзора Area View.
R-Line. Теперь Volkswagen Teramont представлен в новой топовой комплектации R-Line с двигателем 3,6 л. Данная версия оборудуется 20-дюймовыми легкосплавными дисками R-Line и эксклюзивным пакетом R-Line экстерьер, который включает в себя логотип R-Line на передних крыльях, передние и задние бамперы в стиле R-Line в цвет кузова с черными глянцевыми вставками, задний бампер в цвет кузова и черный глянцевый диффузор. Кроме того, комплектация дополнена многофункциональным рулевым колесом с отделкой кожей Nappa, подогревом и логотипом R-Line, а также пакетом R-Line интерьер, в который входят стальные накладки на педали и декоративные вставки R-Line Striped Falls Dark.
В зависимости от комплектации автомобиль можно дополнительно оборудовать панорамной крышей со сдвижным люком, сеткой для крепления груза в багажнике, стояночным отопителем с дистанционным управлением и таймером и индивидуальными сиденьями второго ряда.
Teramont будет ввозиться из США, а значит цветовая гамма вряд ли будет отличаться от американской. Как правило, в случае обычного импорта варианты окраски машин совпадают с теми, что предлагает производитель на своем домашнем рынке. Таким образом, можно ожидать 7 вариантов: обычный белый Pure White, темно-серебристый Pyrite Silver, средне-серый Platinum Gray, перламутровый черный Deep Black, ярко-красный Aurora Red, темно-зеленый Racing Green и темно-синий Tourmaline Blue. Кроме белого, который является простым однокомпонентным, остальные шесть цветов металлики.
Кстати, в дорестайлинговый период у «Терамонта» цветов было больше – до 8 на выбор, но в разные периоды набор несколько различался. Впрочем, половина цветов и оттенков сохраняются и сейчас. Но теперь, скорее всего, не вернутся бежевый Titanium Beige, желтый Kurkuma Yellow, коричневый Hunting Brown, светло-синий Pacific Blue. Новым ожидается только темно-зеленый Racing Green, а красный и серебристый меняет оттенок (вместо более темного Fortana Red предполагается более яркий Aurora Red, а вместо Reflex Silver - более темный Pyrite Silver).
9 апреля 2021 года на официальном сайте Росстандарта был опубликовано Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), которое открывает дорогу для ввоза, производства и эксплуатации любого автомобиля в России. Интересно, что максимальная размерность колес «Терамонта», указанная в ОТТС, составляет 265/45 R21 с индексом несущей способности шин 104 и категорией скорости V. В предварительном составе комплектаций такого нет – видимо, это будет опциональный вариант.
ОТТС на Teramont в его обновленном виде действует с 8 апреля 2021 года по 17 сентября 2022 года. Однако временные рамки условны: автопроизводители могут и вовсе не начинать продаж при наличии ОТТС и также могут неоднократно продлевать его действие, в том числе внося в него изменения.
Да, продажи «Терамонтов» пока не возобновились, но, скорее всего, это вопрос недель или месяцев. В июне на российском сайте «Фольксвагена» Teramont был официально включен в модельный ряд марки и, по последним комментариям российского руководства «Фольксвагена», машин обязательно поступит в продажу во второй половине этого года. Очевидно, что основная причина задержек – это проблемы с поставками комплектующих на автозаводы и, в первую очередь, дефицит чипов. Проблема всемирная, не обошла она стороной и фабрику в Чаттануге. Естественно, старт продаж в условиях невозможности ритмичных поставок был бы не самой лучшим началом новой истории. Более того, американский завод «Фольксвагена» работает в первую очередь на «свой» емкий рынок. И поставки в Россию у него не в приоритете. Поэтому на практике ожидание может и затянуться. Но дорога в Россию обновленному «Терамонту» уже открыта и, есть надежда, что она будет пройдена максимально быстро.
"Живое" продолжение истории "Терамонта":
29.09.2021: Объявлены цены на обновленный Teramont: наконец-то стартуют продажи
13.07.2022: Teramont X. Первые данные об обновленной модели
30.08.2022: Volkswagen Tavendor – еще одна ветвь в семействе «Терамонтов»
20.12.2022: Volkswagen Talagon в России – большой брат большого «Терамонта»
10.02.2023: Volkswagen Atlas/Teramont: обновления 2023 года