С момента выхода замечательного фильма «Достояние республики» на экраны, прошло полвека.
Желающих его посмотреть было так много, что они едва помещались в кинотеатрах Советского Союза. Всему виной - дуэт двух исполинов актерского ремесла тех лет: Олега Табакова и Андрея Миронова. Правда, мало кто мог догадаться, что отношения двух знаменитостей были очень напряженными и любое пересечение актеров на одной площадке могло стать нереальным испытанием для всей съемочной команды.
Двусторонняя ревность.
Между Олегом Табаковым и Андреем Мироновым разница в шесть лет. Естественно, «кот Матроскин» раньше закончил театральный институт и раньше начал покорять мир театра и кино. Шесть лет, казалось бы, немаленькая разница в возрасте. Однако, пока Олег Павлович прорубал свой путь к успеху, на сцене «нарисовался» Андрей Александрович и почти мгновенно стал любимцем зрителей и режиссеров.
Как следствие, популярность пришла к актерам, практически, одновременно в начале 60-х. Звездный час Табакова случился после роли Саши Егорова в фильме «Испытательный срок». Для Миронова путевкой в жизнь стала романтическая комедия «Три плюс два». С тех пор оба артиста купались в лучах славы, их обожали миллионы зрителей, а режиссеры в очередь стояли с предложением лучших ролей, а от поклонниц не было отбоя.
При этом, оба звездных актера ревностно следили за достижениями друг друга. Миронов нередко спрашивал у Татьяны Егоровой, коллеги по цеху и возлюбленной, кто лучше, он или Табаков. Но как можно объективно ответить на такой вопрос, если каждый артист был по-своему хорош.
Мир театра и кино очень мал и большинство режиссеров о соперничестве артистов прекрасно знали и потому старались сделать так, чтобы актеры не пересекались в проектах.
И все же они встретились. Обоих артистов пригласили сниматься
в «Достоянии республики». Противостояние знаменитостей, пусть и завуалированное, на съемочной площадке началось в первый же день. А участники съемочной группы стали невольными свидетелями разгоравшегося соперничества.
Показывать свое превосходство звезды начали еще до съемок. Как вспоминала гример картины Татьяна Кулич:
А уже на съемочной площадке и вовсе не спускали глаз друг с друга. Если кто-то на площадке первым подходил к Табакову, а не к Миронову, Андрей не упускал случая отпустить какую-нибудь колкость в адрес коллеги.
Разыграли обоих.
Однажды помощник режиссера картины Валентина Переверзева, видя, как соперничество актеров набирает обороты, решила над ними подшутить. Часть съемок проходила в Вологде, где она купила огромное количество открыток с изображением Олега Павловича и утром раздала их всем работникам столовой, где завтракала вся съемочная бригада. Каково же было удивление всех непосвященных, когда, едва Табаков сел за стол, все сотрудники столовой рванули к нему с желанием получить автограф.
Чтобы восстановить справедливость, тем же вечером она скупила в городе открытки уже с изображением Миронова и повторила трюк. Теперь уже все работники, от юных девушек до взрослых дам, встали в очередь за автографами к Андрею. Он был счастлив, буквально расплывался в блаженной улыбке. А Табаков злился, исподлобья поглядывая на окруженного поклонницами соперника.
Миронов и поклонницы.
Однако, в этом противостоянии двух выдающихся актеров, победил Миронов. БОльшую часть фильма «Достояние республики» снимали в Ленинграде. Как известно, Андрей очень любил город на Неве. А жители Ленинграда, и особенно - жительницы, обожали Миронова. К гостинице, где жил актер на время съемок, началось самое настоящее паломничество. Пришлось выставить у входа круглосуточный наряд милиции.
Правда это не мешало поклонницам дежурить сутками напролет неподалеку. А когда Андрей Миронов выходил на улицу, милиционеры не справлялись с наплывом желающих ухватить кусочек кумира. Как следствие, остальные участники съемочной группы были вынуждены ждать, пока актер каждую фанатку осчастливит своим автографом. И только после этого его автомобиль направлялся к месту съемок. Хуже всего такие моменты давались Олегу Табакову. Ведь столь лестное внимание ему было недоступно.
Табаков и бдительная жена.
И дело вовсе не в том, что Табакова не баловали своим внимание поклонницы. Но в «Достоянии республики» эпизодическую роль исполняла его тогдашняя жена Людмила Крылова.
Однажды Людмила поймала лучик славы, сыграв парашютистку Машу в фильме «Добровольцы». Но, к сожалению, дальше ее карьера не складывалась и Олег и уговаривал режиссеров найти для жены хотя бы крошечные роли в тех же фильмах, где снимался сам.
А Крылова, уставшая от похождений любвеобильного супруга, прикладывала все усилия, чтобы спрятать его от поклонниц.
Драки по и НЕ по сценарию.
Хотя противостояние Табакова и Миронова на площадке протекало относительно мирно, не заходя дальше подколов и зависти, однажды актеры сошлись «не на жизнь, а на смерть». По сценарию киноленты была запланирована драка между героями Табакова и Миронова. Однако реальность превзошла все возможные ожидания съемочной группы и невозможные фантазии сценаристов.
Еще на стадии подготовки к съемкам, оба актера наотрез отказались от дублеров. И в отведенный час сошлись в рукопашной. За рамки сценария они вышли очень быстро, и очень далеко. В какой-то момент, режиссер Владимир Бычков испугался, что артисты покалечат друг друга. Но в итоге, все участники съемок признали, что драка пошла картине только на пользу.
Как это обычно бывает, после премьеры киноленты зрители разделились на два лагеря. Одни восхищались игрой Табакова, другие восторгались талантами Миронова. Так или иначе, результатом дуэта этих двух великолепных актеров стал замечательный кинофильм, который не теряет актуальности до сих пор. А сами артисты стали для нас настоящими достояниями республики. И это уже не название фильма, это факт!