Найти в Дзене
Моя прелесть

Все ювелиры русских царей. Это не только Фаберже

Оглавление

Добрый день, дорогие друзья. Когда речь заходит о ювелирах российского императорского двора, мы в первую очередь думаем о Карле Фаберже, авторе пасхальных яиц, драгоценных портсигаров и других предметов, которые служили подарками королевской семье. Однако почетное звание придворного ювелира или придворного поставщика носили и другие искусные мастера ювелирного дела и изготовления серебряных изделий.

Пройдемся по списку и отметим самых достойных и ярких.

Иеремия Позье

Фаворит трех императриц, Позье прославился изготовлением великой императорской короны для вступления на престол Екатерины II в 1762 году. Ей короновались все будущие императоры вплоть до Николая II. Изготовленная из двух полушарий, символизирующих союз Востока и Запада, корона украшена 4936 индийскими бриллиантами общим весом 2858 карат, 75 жемчужинами и увенчана большой шпинелью. Однако её общий вес не так велик - чуть меньше 2 килограммов. К тому же изделие было выполнено в рекордно короткие сроки - два месяца.

Позье был великим мастером шлифовки драгоценных камней и особенно алмазов, и это качество высоко ценилось его коронованными покровителями - Анной Иоанновной, Елизаветой Петровной и Екатериной II. Во время их правления двор буквально сиял. В своих воспоминаниях о жизни в России Позье отмечал: «Придворные дамы носят поразительное количество бриллиантов, и даже в личной жизни они никогда не выходят без драгоценных украшений».

Позье оказался в России еще ребенком - по легенде, они с отцом прибыли в Петербург пешком по приглашению родственника, который был хирургом при дворе Петра I. Отец вскоре умер, а мальчик стал учеником французского ювелира Граверо, который работал с бриллиантами.

Букет из драгоценных камней 1740-е годы

В возрасте 21 года Иеремия Позье уже имел собственную мастерскую, которая четверть века служила двору и аристократии. Любопытный факт: помимо портсигаров, усыпанных бриллиантами, пряжек, брошей, орденов, гребней для высоких женских причесок, Позье также производил более дешевые украшения для менее обеспеченных покупателей. Некоторые из драгоценных металлов в них были заменены матовым стеклом с цветной фольгой, но так ловко, что никто во дворе не замечал разницы.

Императорская корона 1762 г.

-2

Династия Болинов

В конце 19 - начале 20 века когда девушки из императорской семьи выходили замуж, великим княжнам собирали приданое. Столовые приборы из серебра заказывались у Фаберже, а драгоценности - у Болина. Этот факт красноречиво говорит о доверии к компании и исключительности заказов.

Болин - одна из старейших ювелирных династий. Андрей Ремплер, уроженец Саксонии, основал компанию в 1796 году в Санкт-Петербурге. Ему удалось стать придворным ювелиром императоров Павла I и Александра I. Его дело продолжили зятья - немец Эрнст Ян и швед Карл Эдуард Болин. Именно его имя сохранилось до наших дней - незадолго до революции один из его потомков, Василий Болин, взял макеты и эскизы и отправился в Германию, чтобы основать филиал в курортном городке Бад-Гогенбург, где любила отдыхать европейская элита.

Декоративная подставка

-3

Однако началась Первая мировая война, и он дольше оставался в Европе, а вернувшись в Стокгольм, он договорился с местным банкиром об открытии магазина модной одежды, который посетил шведский король Густав V. Год спустя разразилась российская революция, и петербургская компания Болина закрылась, а шведская дочерняя компания Болина по-прежнему поставляет драгоценности Его Королевскому Высочеству.

Болин славился изысканными и очень дорогими украшениями. Когда в 1870 году на Всероссийской выставке ювелирам был вручен очередной приз, формулировка была «за безупречно чистую ювелирную работу, умелый подбор камней и изящество рисунков за долгое время существования компании».

К сожалению, таких работ сохранилось очень мало - их искали большевики, вынимали из них камни и продавали отдельно. Одно из сохранившихся украшений теперь принадлежит королеве Великобритании Елизавете II - алмазная тиара с большими жемчужными подвесками. Его сделали великой княгине Марии Павловне, жене младшего брата Александра III. После революции с помощью британских дипломатов она была вывезена из России, а затем стала собственностью королевы Англии Марии, жены Георга V и бабушки нынешней королевы.

Яйцо. Конец XIX - начало XX века.

-4

Рисунок блюда из оникса, 1910-е годы

-5

Компания ИП Сазикова

Одна из компаний, основанная в конце 18 века, сделала серьезную заявку на свою деятельность на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне. Однако, в отличие от Болина, который там тоже преуспел, Игнатий Сазиков представил национальный «русский стиль». Во-первых, его мастерская по изготовлению серебряных изделий была основана в Москве и производила всевозможную серебряную утварь - от небольших ложек до церковной утвари и принадлежностей и даже иконостасов.

Предметы имели разный художественный и ценовой уровень - от простого до эксклюзивного, предназначенного для императорского двора и выставок.

Самым известным из династии был сын основателя компании Игнатий Сазиков. За мастерство его называли «русский Бенвенуто Челлини». И именно он изобрел использование форм древнерусской утвари и мотивов деревенского стиля, положив начало направлению, которое стало невероятно популярным в ювелирном деле во второй половине XIX века.

Чайный и кофейный сервиз

-6

Сазиков привлекал к работе великих художников и скульпторов. Например, к свадьбе великого князя Константина Николаевича (младшего брата Александра II) компания изготовила серебряный сервиз с византийским орнаментом по проекту археолога, знатока древнерусского искусства Федора Солнцева. А в создании кабинетной скульптуры, изображающей трех лошадей, участвовал Эжен Лансере.

Цеха и фабрики компании просуществовали до начала 1887 года, а затем перешли в собственность компании Хлебникова.

Стилизованная морская ракушка для орехов, 1859 г.

-7

Компания ИП Хлебникова

Золотая, серебряная и алмазная фабрика Ивана Хлебникова не имела долгой истории (была основана в 1871 году), но пользовалась популярностью и была поставщиками не только русского двора, но также голландского и датского королевских дворов. Основным направлением производства был «русский стиль», мастера прославились, прежде всего, умением воспроизводить в серебре фактуру других материалов - дерева и ткани. Плетеные корзины с льняной салфеткой, полностью выполненные из серебра, выглядят «настоящими».

Большое внимание было уделено эмали - канцелярские товары и табакерки были покрыты разноцветными рисунками. Практически каждый предмет создавался воображением - солонка в виде трона, посуда, копирующая старинные чаши и сосуды, чернильницы в форме домиков, самовар в виде петуха с чашками на куриных ножках.

Ковш

-8

Популярны были чашки, которые можно было ставить на стол только перевернутыми - внизу можно было увидеть скульптуры танцующих селян. В декоре дорогих подарков использованы сюжеты из русской истории - сцены из жизни Сергея Радонежского и Ивана Грозного.

Компания Хлебникова часто выполняла заказы для Кремля - ​​ее мастера изготовили иконостас Благовещенского Собора Кремля и церковную утварь для Храма Христа Спасителя.

Туалетная шкатулка , 1908-1917 гг.

-9

Компания Овчинникова П.А.

Компанию называли одним из законодателей моды на ювелирном рынке до революции. Ее основатель Павел Овчинников был крепостным и получил свободу за свои большие способности рисовать. Продукция компании была выдержана в «русском стиле», но имела свои отличительные особенности.

Главная заслуга фабрики в том, что она возродила и развила эмаль. Чашки и фурнитура икон были украшены тончайшей ажурной эмалью - узор на поверхности предмета получен с помощью тонкой витой серебряной нити, углубления фигуры заполнены цветной эмалью. Еще более сложной была «витражная эмаль», впервые примененная на фабрике Овчинникова, которая не имеет твердой основы и при освещении выглядит как витраж в готическом соборе.

Шкатулка, 1882 г.

-10

Мастера также использовали старинную технику черного цвета или черни, в которой из сплава серебра, свинца, серы и других компонентов создавались гравированные изображения с видами Кремля и московских храмов. Одним из крупнейших заказов компании стал роскошный серебряный позолоченный иконостас в Успенском соборе Московского Кремля.

Еще одним важным нововведением стала школа, основанная Овчинниковым при фабрике, где 5-6 лет талантливая молодежь обучалась искусству работы с золотом и серебром. Среди фабрикантов XIX века он был одним из первых, кто осознал важность художественного образования.

-11

Компания «Кайбел»

Ювелирная династия Кайбель, корни которой уходят в Германию, с конца 18 века работала в Санкт-Петербурге для императрицы.

Однако самой известной их продукцией были знаки различия, которые компания производила во второй половине XIX века. С 1841 года Вильгельм Кайбель, а позже его сын и внук, стали единственными официальными магистрами Ордена Капитула (в царской России ордена и медали выдавал государственный орган) и оставались таковыми до конца 19 века.

-12

Несмотря на строгие правила, Вильгельм Кайбель внес изменения в форму некоторых наград - перед ним Орден Св. Александра Невского изображал орлов со сложенными крыльями, как на монетах того времени.

Серьезный конкурент «Кайбеля» - компания «Эдвард», которая была обозначена как второй официальный поставщик Капитула, и к 1910 году производство «Кайбеля» прекратилось.

Вот, оказывается, сколько мастеров трудились на ювелирном поприще во времена царствования Российских самодержцев. А вы знали о них ранее?

Хобби
3,2 млн интересуются