Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Нет между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности. Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своею жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней.
Михаил Бахтин никогда не отрекался от своих слов. И сполна ответил за все сказанное и написанное. Жизнью, здоровьем.
Бахтин всегда казался фигурой библейского масштаба. Не даром в воспоминиях Вадима Кожинова есть такой эпизод:
«Итак, мы приходим к Бахтину. Усаживаемся, начинаем разговор, и не прошло, я думаю, 15—20 минут, как самый непосредственный из нас, Г. Гачев, вдруг встал на колени и, по-детски опершись руками о стол, искренне вопросил: «Михаил Михайлович, скажите, как жить, чтобы стать таким, как Вы!..»...
Согласно одной из легенд Бахтин ответил:
- Читайте Розанова!
Я бы еще добавил и Бахтина: "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса"; "Проблемы поэтики Достоевского", "Теория романа" и т.д.
Не знаю, издан ли пятитотомник его сочинений, начатый в 1997 году? Но это - большая беда, что появилось полчища пишущих людей, слыхом не слышавших о Бахтине. И что мы хотим от литературы и литераторов, которые растут в отрыве от трудов известного филолога и философа?
Его устами гововрит современная наука. Правда, ИМЛИ скорее мертво, чем живо. И это тоже беда - пострашнее пандемии коронавируса.
Вообще должно сказать, что эстетика словесного творчества много бы выиграла, если бы более ориентировалась на общую философскую эстетику, чем на квазинаучные генетические обобщения истории литературы; к сожалению, приходится признаться, что важные явления в области общей эстетики не оказали ни малейшего влияния на эстетику словесного творчества...
Когда-то очень давно я бывал в Кимрах, где Бахтин работал учителем немецкого языка и где ему ампутировали ногу. Память об этом по-моему осталась только в книге Володи Коркунова "Кимры в тексте".
Светает. Я один. Все тихо. Ночь уходит
И тени за собой последние уводит,
Как будто торопясь куда-то с ними вдаль.
Рождающийся день сквозь окна смотрит в очи —
Простите же и вы, земные дни и ночи...
...Пусть мрак тот сладостен, пусть свет тот лучезарен —
Не все ли мне равно? — Судьбе я благодарен
За то, что, радуясь, страдая и любя,
Успел я до конца дослушать жизни сказку
И суетной игры суровую развязку
Прозревшею душой понять… хоть про себя!
Эти строки графа Арсения Голенищева-Кутузова как будто бы посвящены Кимрам. И, наверное, случайному гению гению этого места Бахтину.
Влияние Бахтина на подлинную литературу, литературу смысла и текста, (не путать скрытые пути развития этой литературы с литературным процессом и журнальной литературой) огромно.
Ну а премиальная литература, даже имена эти называть излишне, за свои слова не отвечает, так отвечать по сути нечем или как говаривал Гаргантюа:
На приступочке песочек. – Что такое? – спросили они. – Откусите дерьма кусочек, – отвечал он…