Найти тему
Живопись

Художник Галина Гомзина: прежде чем высохнут краски

Любуясь акварелями художника Галины Гомзиной, в который раз убеждаемся в том, как ошибочны многие стереотипы, связанные с миром живописи.

К примеру: главной трудностью живописной техники alla prima, в которой работает героиня нашей статьи, считается отсутствие права на техническую ошибку. Посудите сами, уважаемый читатель: за раз художник может нанести на влажную основу один-единственный слой. Более того: должен совершить последний мазок прежде, чем высохнут краски.

Галина Гомзина, бумага, акварель
Галина Гомзина, бумага, акварель

Поистине, невозможность корректировать детали единожды написанного полотна — тяжкое испытание для каждой творческой личности. Да что уж там: настоящий кошмар любого перфекциониста и рефлексирующей творческой личности. Те же Гойя, Моне и Модильяни сошли бы с ума, лишись они возможности менять (и уж тем более — полностью переписывать) свои шедевры...

Но есть в работе с alla prima и иной, куда более трудный аспект. Величайший вызов и одновременно неоценимое преимущество данной техники.

Дело в том, что работающий в этом стиле живописец не имеет права быть неискренним со своим зрителем. Не может экономить на чувствах, отвлекаться от основного замысла картины, жертвовать целостностью впечатления ради второстепенных эффектов.

Посмотрите, пожалуйста, на картины Гомзиной. И ощутите, как навстречу Вашему взгляду, мерцая тихим светом и скользя загадочными тенями, расступается само пространство. Как статичность композиции «резонирует» с постоянно дрожащими и вибрирующими очертаниями объектов; с их контрастирующими, словно бы «взаимоперетекающими» тонами. А её работа с водой заслуживает отдельного материала. Просто взгляните, как под её кистью знакомые среднерусские ландшафты, где стирают границы между отражённым и отражаемым мирами заглядевшиеся друг в друга реки и небеса, — заново обретают эффект свежего впечатления. «Водная тема» Гомзиной — это всегда умно, изящно и с капелькой мистики...

Подобный союз обобщённой формы и чистого цвета, такое сочетание полноты авторского высказывания с таинственной недосказанностью сюжета не смогло бы состояться без тех ограничения, что налагает на художника акварель alla prima.

А теперь представьте, дорогой читатель, что все эти пейзажи Гомзина воплотила «в масле». Благо превосходно владеет многими живописными стилями. Задайся она такой целью — и новые картины были бы полны собственных достоинств. В них обязательно присутствовали бы фигуративная эстетика и ещё больше выразительных деталей. «Многослойно» структурированное пространство, аллюзии и символы, изрядная доля психологизма и так далее...

Но уже не было бы той магии понимания, что традиционно складывается между акварелистом, работающем в технике alla prima, и его зрителем. Тонкой «ниточки доверия» между художником и аудиторией, стремящимися одинаково понять и ощутить ключевые эпизоды картин. А заодно и главные «умолчания», которым не нашлось времени и места на быстро сохнущем полотне.

Неудивительно, что данную акварельную технику любили первые импрессионисты. Ведь она как нельзя лучше подходила их главной цели. Служила надёжной «страховкой» от творческой рефлексии. Гарантировала чистоту впечатления, положенного на гамму красок. Являла собою нечто вроде «эликсира вечной молодости» для эмоций, которые нужно было сохранить в неизменном виде при воплощении на полотне. В точности так, как это делает героиня нашей сегодняшней статьи. Ей, как и им, незачем и некому было доказывать своё профессиональное мастерство. Совсем иное дело — бросить вызов собственному умению «выкладываться до конца», здесь и сейчас вверяя акварели все свои эмоции без остатка.

Автор: Лёля Городная

🎯 Поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо!