Здравствуйте.
Ностальгия. Годы идут. Грусть по тому времени всё острее. И понимание, что музыку, которую делали в 70-х - начале 80-х, уже не вернуть. И не возродить. Многие сейчас заморачиваются с симфоническими оркестрами или духовыми секциями? А ведь диско, фанк и близлежащие стили так и записывали. И, пожалуйста, не нужно приводить в пример матерящихся на сцене отечественных ""рок"" (да-да, с двумя кавычками) -исполнителей, у которых пять трубачей пляшут около кулисы. Это - крик, а не музыка, это разнузданный хохот вместо радостного смеха, это сладострастная гримаса вместо застенчивой улыбки, это голое тело без малейшей примеси фантазии взамен невообразимых по красоте и эротичности костюмов. Над которыми, между прочим, колдовали целые отряды специалистов высочайшего класса и которые сейчас можно задорого купить на аукционе. В общем, если вы зацепились за этот текст глазами, сегодня автор играет не очень почётную, но с возрастом прогрессирующую роль старого брюзги. Добро пожаловать в мой приют, давайте вернёмся на 40-45 лет назад и послушаем роскошную музыку в стиле спейс-диско, спейс-рок, в общем группу Space и её вдохновителя Дидье Маруани.
Только сразу же внесу небольшой комментарий, который, возможно, остановит помидоры и яйца, летящие из рук специалистов и поклонников-знатоков. Я про "Париж-Франция-Транзит". На альбоме 1983 года не фигурирует название Space. Как и на диске, посвящённом концертам в СССР (фото - ниже). Но для меня оба этих названия ассоциируются с Дидье, и я говорю сегодня о его творчестве и тех нескольких пластинках, которые выпущены с 1977 по 1983 годы.
Началось всё в 1977-м, когда вышел Magic Fly, альбом, навсегда вошедший в мировую музыкальную историю. Пишу об этом с полной уверенностью, что бы ни утверждали противники такой музыки, поп-музыки или вообще музыки. Считаю, что, даже не уважая "космичность" произведений Дидье Маруани или презирая диско как класс, и считая его, мягко говоря, "не очень-то серьёзным" стилем, не признать эту музыку как явление невозможно. Мы ведь не можем отмахнуться от существования мобильных телефонов, верно? Которые 20 лет назад многие не покупали вовсе, а некоторые не носили рядом с жизненно важными органами, боясь нарушить их нормальное функционирование. А сейчас с ними спят и никто давно уже на думает о каких-то излучениях. Так же и с музыкой - космической и танцевальной. Она существует много десятилетий вне зависимости от нашей воли и останется со мной и многими такими же как я, меломанами. Значит, альбом "Волшебный полёт". Ну что, пристегнём ремни и полетели?
Весь альбом пронизан сверхъестественным мелодизмом и фантастическими образами. Ballad For Space Lovers переполняет грустью, вместе с тем где-то глубоко храня сообщение о надежде - в форме бутылки с запиской или в виде почтового голубя - авось доберётся до кого-нибудь. Далее, собственно заглавная вещь - Magic Fly, неувядающая и всегда вызывающая тёплые воспоминания и только позитивные эмоции. Carry On, Turn Me On - классика диско с потусторонними космо-звуками. И теперь вопрос к знатокам кино - мог я композицию Velvet Rape слышать в начале восьмидесятых в одном из румынских фильмов про комиссара Миклована («Чистыми руками» (1972), «Последний патрон» (1973), «Комиссар полиции обвиняет» (1974), «Реванш» (1978), «Комиссар полиции и малыш» (1981))? Ведь могли же озвучку делать не сразу в 1973-м например, а лет через 5-10, когда уже Space выпустил свой "Волшебный полёт"...
Это самое яркое воспоминание моей жизни, связанное с музыкой Маруани (если моё сознание не пошатнулось, а такой мелодии на самом деле не было в этих фильмах). Я отчётливо вижу себя-мальчишку, несущегося из кинотеатра и пытающегося изобразить комиссара Миклована. ...Он бежит в замедленной съёмке, в него стреляет человек двадцать злодеев, он выхватывает револьвер, убивает главаря, скатывается с насыпи и типа погибает. А в начале следующей серии откапывают его гроб, а там - кирпичи и шляпа. Во как! И я значит, так бегу по тёмным улицам, замедляясь как могу (про Матрицу, её разрушителя Нео и рецепт замедленных пробежек или полётов ещё не знали) и побеждаю всех плохих. У себя внутри, конечно. Как было классно! А в голове - эта мелодия.
В следующем альбоме 1977 Deliverance мне особенно близки открывающая его шикарная диско-композиция Prison:
И, само собой, красивейшая Baby's Paradise. Как будто действительно попадаешь в место, где вечно светит солнце, птицы поют и всякое такое - мама с папой рядом, живы бабушка вместе с дедушкой и пирожками, деревья поистине большие, а ещё - ещё конфеты с коричневой, а не белой начинкой, горы бело-голубых банок со сгущёнкой и обязательно машина, в которую садишься и попеременке давишь на правую и левую педали, а она едет. Рай для малыша. Хочу туда.
1978. Just Blue - ещё один альбом, который вкупе с двумя предыдущими позволил продать группе Space более 12 миллионов пластинок. Продолжается то же направление на космические образы, красивые мелодии и звуковые эффекты, напоминающие в том числе холодную и снежную зиму в советских мультиках, когда всякие погремушки, тазики и вертушки с трещотками изображают непогоду и метель. Наиболее запоминающимися вижу заглавную -
А ещё - новую серию невесёлой истории о незаслуженно оторванной у мишки лапе, промокшем до последней стадии зайке или готовящемся к падению с гимнастического бревна бычка, а то и некоей Тане, потерявшей мистический мяч, предсказывающий будущее. В общем, лимитированная книга Агнии Барто в переплёте французской группы Space и готовящаяся к выходу в открытый космос.
Далее включу на короткую, в 5 лет перемотку и остановлюсь уже на последней в сегодняшней статье станции, альбоме 1983 года, обложка которого уже содержала название Paris France Transit. И он, пожалуй, самый сбалансированный и цельный из всех. Начинается с тоскливой Paris, France, продолжается полицейско-криминальной A Crime in Your Town, далее включается Voices of Jupiter, напоминающая класссику - Magnetic Fields, Pt. 2 Жана Мишеля Жарра или Star Vision от Rockets - ведь это всё - французский космос, изысканность и завершённость. А после - бесконечное море на неизвестной и прекрасной планете, инструментальная Paintings. И пусть повторяется один и тот же набор нот многократно, но мелодия не становится от этого менее пленящей и зовущей. Как любимая нами всеми музыка Эдуарда Артемьева из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" (вот она). Или же тема из опять-таки французского фильма "Профессионал", написанная Эннио Морриконе. В общем, такие мелодии могут звучать сутками напролёт и не надоедят. Значит, Paintings.
А Souvenir from Rio - это, мне кажется, всем на планете известная музыка. И только за неё одну можно назвать Дидье Маруани композитором, оставившим свой свет на земле, который будут помнить.
Ну и теперь финал - Child, оттуда же. Беспокойная, а в конце примиряющая. Потому что Child. И детский хор нас всех просит остановиться и подумать о том, что бег не бесконечен. Человек, ударь по тормозам, вздохни, подумай немного о том, куда идёшь - а нужно ли? И продолжи путь, если посчитаешь нужным. Или же вернись.
Вот такая сегодня вышла статья. Это музыка Space и Дидье Маруани. Она с нами. И подольше бы... До встречи.
А вот другие статьи на этом канале:
Rockets. С какого вы созвездия?
Yello. Не все мужчины любят глазами