ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ
В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Театр всегда привлекал человека своей особой магической атмосферой, связанной с чудом оживления неживого предмета ― куклы. Представления театров кукол в наши дни смотрят преимущественно дети, но еще в позапрошлом веке, он был театром для всех.
Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью. Это игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, строительно-конструктивные, музыкальные и другие.
Кукла ― один из интереснейших образов в культуре, который позволял проиллюстрировать взаимозависимость между творцом и его созданием, осознать человеком свое бытие в культуре, рассмотреть процесс творчества.
Интересно наблюдать исторические гипотезы происхождения куклы. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет знакомит нас с французским писателем Жан Шарлем Эммануэлем Нодье, который в 1842 выдвинул гипотезу «детского» происхождения куклы. Согласно Нодье, первую куклу изобрела «Первая Девочка» в силу своего материнского инстинкта; эта кукла стала прообразом марионетки, а ее взаимоотношения с девочкой – прообразом всего театрального искусства.
Несколькими годами позже археолог Ш.Маньян выдвинул альтернативную гипотезу: театральная кукла возникла благодаря попыткам человека «оживить», сделать подвижным изображение бога.
Рассмотрим некоторые виды театральных кукол. Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Классический образец перчаточной куклы ― русский Петрушка. Аналогами русского Петрушки были: в Англии ― Панч. в Италии ― Пульчинелла. во Франции ― Полишинель, в Германии ― Гансвурст, и т.д.
В начале 1920-х годов С. В. Образцов расширил возможности перчаточной куклы, выведя ее из-за ширмы на эстраду. Главным в его методе стал принцип диалога между актером и куклой, в котором они выступают как равноправные партнеры.
Среди других видов различных театральных кукол еще интересно выделить куклы-автоматы. Это ― механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.п.
Известны и куклы которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, когда она своей текучестью изменяющей центр тяжести изделия.
Сегодня в современном театре кукол можно наблюдать, как в спектакле «работает» любой предмет, с которым актер строит сценическую роль. Как строится диалог между актером-куклой и зрителем. Особенно это популярно в Московском Детском Сказочном театре, где дети-зрители вступают в разговор с куклой и их диалоги могут выходить за рамки сценария.
Дети раннего дошкольного возраста также обладают способностью понимать внутренний мир персонажей-кукол и их противоречивый характер. Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей, когда различные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительными персонажами, но и с отрицательными.
Кукла выступает идеальным партнером по общению, близким другом. Малыш, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями и чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой. Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит ее, передает ей свои знания. И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности игр детей раннего возраста с куклами.
Все это дети получают в нашем театре на столе "ДоброМир".
Театральные куклы, используемые на занятиях с детьми обладают чарующими для ребенка сценическими возможностями: ходят среди детей, берут их за руки, танцуют с ними, разговаривают с ребенком о трудностях, внимательно наклоняться над рисующим ребёнком и смотрят получается ли у него?.. И всегда приходит к нему на помощь!