Найти тему
Иркмотор

Здания из могильных плит. Почему так строили при советской власти

Сколько в нашем городе таких домов, где надгробия использовали не только в фундаментах, но и как отделочный материал, сказать трудно. Но я наблюдал эти куски чьей-то памяти на трех центральных иркутских улицах еще в 1990-х годах.

Честно говоря, жутковато было: идешь по оживленной городской улице и замечаешь, что вот у этого очередного здания постройки 1930-х фундамент или даже колонны отделаны какими-то не такими мраморными или гранитными плитами. На них можно заметить буквы и даже слова. Обрывки явно эпитафий…

Что это: пренебрежение памятью прошлых поколений, вандализм? Или банальный рационализм – с разоренного крупнейшего в Иркутске Иерусалимского кладбища, оказавшегося практически в центре города, этот «строительный материал» ближе было везти?

Иркутск, улица Карла Маркса. Часть зданий, построенных здесь в эпоху сталинского монументализма, облицовывалась мрамором с надгробий.
Иркутск, улица Карла Маркса. Часть зданий, построенных здесь в эпоху сталинского монументализма, облицовывалась мрамором с надгробий.

Сейчас уже, через 80 лет с лишним после того, как сталинский монументализм начал проявлять себя и в иркутской архитектуре, уже не найдешь тех кладбищенских черт на городских зданиях. Реконструкции, перестройки, ремонты. Все, что напоминало об этой неприглядной странице, стерто, сколото, заштукатурено.

Но могу сказать точно: надгробия применялись при строительстве нескольких зданий на улицах Марата (бывшая Луговая), Карла Маркса (бывшая Большая) и Горького (бывшая Харлампиевская). Мраморными плитами со стертыми, но читающимися надписями было выложено и кольцо фонтана на входе в поликлинику на улице Ленина (бывшая Амурская).

Колонна, оформленная мрамором с могильных плит. Иркутск, Горького, 29. Фото Романа Днепровского
Колонна, оформленная мрамором с могильных плит. Иркутск, Горького, 29. Фото Романа Днепровского

Кстати, на одном из домов на улице Горького фрагменты надгробий можно было наблюдать до недавнего времени. Более 70 лет здание Центрального агентства воздушных сообщений украшали колонны черного мрамора с прекрасно читающимися надписями из прошлого. Они, конечно, находились не на лицевой части колонн, но – сбоку и с обратной стороны. Например, такая: «Надежда Пузова 1 окт. (...) сконч. 1913»…

Колонна здания на Горького, 29. Вид сзади. Надпись: «Надежда Пузова 1 окт. (...) сконч. 1913»… Ее можно было увидеть, если просунуть руку с фотокамерой в щель между зданием и колонной. Фото Романа Днепровского
Колонна здания на Горького, 29. Вид сзади. Надпись: «Надежда Пузова 1 окт. (...) сконч. 1913»… Ее можно было увидеть, если просунуть руку с фотокамерой в щель между зданием и колонной. Фото Романа Днепровского

Отвод участка под этот дом №29 был произведен 11 апреля 1932 года. Заказчик – Восточно-Сибирское управление гражданского воздушного флота. Строительство закончили в 1938 году, что совпало с самым мрачным периодом существования страны.

Колонна здания на Горького, 29. Вид сбоку. Кабанов - это не фамилия погребенного. Это фамилия московского фабриканта, производившего надгробья. Памятники фирмы Кабанова стоят на кладбищах по всей России. Фото Романа Днепровского
Колонна здания на Горького, 29. Вид сбоку. Кабанов - это не фамилия погребенного. Это фамилия московского фабриканта, производившего надгробья. Памятники фирмы Кабанова стоят на кладбищах по всей России. Фото Романа Днепровского

Чтоб глаза не мозолили

Иркутяне в СМИ не раз возмущались наличием на городских улицах подобных неприглядных артефактов. И с одним из самых наглядных – на здании авиакасс – поступили оригинальным образом. Недавно об этой истории вспомнил блогер Роман Днепровский.

«…в 1930-е годы, во время строительства этого самого дома №29 на улице Горького были использованы надгробья, которые, по сути, украли с чужих могил. А в 2011 году (почти через 80 лет!) после моей публикации кому-то пришла в голову потрясающая идея скрыть следы этого преступления, стыдливо прикрыв их пошленьким сайдингом. Ради чего?.. Мне кажется, что только самый нелюбопытный житель старого иркутского центра не знал о том, что колонны этого здания были напилены из надгробий - ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА они были у всех на виду. И вот, значит, их решили спрятать...».

Таким это здание было до октября 2011 года. Колонны из надгробий на месте. Фото Романа Днепровского
Таким это здание было до октября 2011 года. Колонны из надгробий на месте. Фото Романа Днепровского
А это - вид сегодня. Такое вот дизайнерское решение с использованием современных отделочных материалов. Фото Романа Днепровского
А это - вид сегодня. Такое вот дизайнерское решение с использованием современных отделочных материалов. Фото Романа Днепровского

На большевиков грешить не стоит

В Центре сохранения наследия нашему коллеге Андрею Савченко дали такой комментарий:

- Плиты, из которых сооружены колонны здания на Горького, действительно взяты с Иерусалимского кладбища. Как ни печально это сознавать, но к захоронениям в России издавна относились неуважительно. Только на революцию и большевиков тут грешить не стоит. Вот, например, что можно прочитать в статье, появившейся в «Иркутских губернских ведомостях» 25 сентября 1858 года.

«...На кладбище около Иерусалимской церкви некоторыми из посетителей совершаются часто, в особенности в праздничные дни и по вечерам, беспорядки, возмутительные для христианского чувства и даже небезопасные для посетителей. Не говоря уже о том, что лучшие памятники обломаны и полуразрушены, что некоторые оградки разобраны и употребляются окрестными жителями на топливо вместо дров, что многие могилы, покрытые дерном, растоптаны скотом, свободно бродящим по всему кладбищу...».

На Иерусалимском кладбище похоронено около 100 тысяч человек. Захоронения были разделены на несколько частей: православную, римско-католическую, иудейскую, протестантскую и старообрядческую. Богатые мраморные памятники и фамильные склепы на там соседствовали с крестами бедняков – кладбище было поистине всенародным. Фото из архива города
На Иерусалимском кладбище похоронено около 100 тысяч человек. Захоронения были разделены на несколько частей: православную, римско-католическую, иудейскую, протестантскую и старообрядческую. Богатые мраморные памятники и фамильные склепы на там соседствовали с крестами бедняков – кладбище было поистине всенародным. Фото из архива города

После 1917 года разорение только увеличилось. В начале двадцатых годов хоронить на нем престали. Несмотря на различные попытки, спасти кладбище от разорения не смог никто, поскольку главным «вандалом» оказалось государство.

7 апреля 1932 года горсовет принял решение переоборудовать Иерусалимское кладбище под парк развлечений и построить на этой территории Центральный парк культуры и отдыха.

Вместо кладбища - Центральный парк культуры и отдыха...
Вместо кладбища - Центральный парк культуры и отдыха...

Кладбище превратили в площадку для добычи стройматериалов. Все шло в дело: бутовый камень, кирпич, дорогой карраский мрамор с надгробий. Памятники дробились на щебенку и мраморную крошку, оградки отправляли на переплавку и перековку.

Надгробия нужны государству

Уничтожение кладбища было завершено во второй половине пятидесятых. В феврале 1957 года на совместном заседании бюро ГК КПСС и исполкома горсовета депутатов трудящихся был утвержден план мероприятий по переоборудованию бывшего кладбища под парк культуры. Удивительно читать текст этого постановления. А еще в двадцатых годах там планировалось устроить ботанический сад.

Этот надгробный памятник долгие годы подпирал забор на одной из центральных улиц Иркутска. Именно из таких бутовых камней, привезенных с кладбища, складывали фундаменты новых зданий. Фото Константина Куликова
Этот надгробный памятник долгие годы подпирал забор на одной из центральных улиц Иркутска. Именно из таких бутовых камней, привезенных с кладбища, складывали фундаменты новых зданий. Фото Константина Куликова

Чем руководствовались тогдашние чиновники, принимая такое решение? Наверно, это было выгодно с экономической точки зрения. Куда проще: убрать памятники, кресты, поставить аттракционы. И даже деревья специально садить не надо.

В архивах удалось обнаружить любопытный документ. Это Инструкция о порядке закрытия и ликвидации кладбищ и порядке сноса памятников, разработанная на основе декрета о религиозно-культовых памятниках, принятом 7 декабря 1918 года Советом Народных Комиссаров. В этой инструкции в ст. 17 предполагается возможность досрочной ликвидации кладбищ и надгробий «в случаях государственной надобности".

А в 21-ой статье за наркоматом финансов закреплялось право по собственному усмотрению использовать оградки и памятники с могил «как имущество безхозяйное», в случае если надгробные сооружения обветшали и не восстанавливаются родственниками и близкими людьми умерших.

Детский городок "Чиполлино" располагался на месте лютеранского и православного участков кладбища. Сейчас городок перенесен. Фото irk.ru
Детский городок "Чиполлино" располагался на месте лютеранского и православного участков кладбища. Сейчас городок перенесен. Фото irk.ru

Кое-что все же сохранилось

Но нужно отдать должное людям, жившим в то непростое время. Несмотря ни на что в 1930-е годы была создана комиссия при краеведческом музее, которая подготовила список могил, которые нужно сохранить со всеми плитами, оградками и т.д. Списки были поданы в органы власти. К сожалению, на этом благое дело по сохранению исторического наследия было закончено.

А сохранить для памяти потомков на Иерусалимском кладбище было что. Здесь покоился прах тех иркутян, кто внес большой вклад в развитие города, всего Восточно-Сибирского края, в становление культуры, архитектуры, просвещения, науки и промышленности.

В этой земле покоятся писатели, ученые, общественные деятели. Могилы многих купцов были своеобразными фамильными некрополями, очень интересными в архитектурном и историко-бытовом отношении.

Одно из нескольких чудом сохранившихся захоронений - могила сибирского писателя и журналиста Михаила Загоскина (1830 - 1904)
Одно из нескольких чудом сохранившихся захоронений - могила сибирского писателя и журналиста Михаила Загоскина (1830 - 1904)

И в заключение скажу, что в последние годы городские власти под напором общественности немало сделали для создания мемориала на месте Иерусалимского кладбища.

В первую очередь, ликвидированы все увеселительные места и аттракционы. И продолжается работа по созданию мемориального парка и некрополя, где уже восстановлены часть памятников и увековечена память об иркутянах, которые составили славу города на протяжении трех столетий.

Надеюсь, что на нашем историческом отрезке времени больше не появятся люди, считающие память предрассудком и пережитком прошлого…

К сожалению, моя история не оригинальна. В Сети немало упоминаний о подобных строительствах в других городах - Питер, Тверь, Петрозаводск и т.п. На фото - бордюры на Новой Басманной в Москве. Фото fishki.net
К сожалению, моя история не оригинальна. В Сети немало упоминаний о подобных строительствах в других городах - Питер, Тверь, Петрозаводск и т.п. На фото - бордюры на Новой Басманной в Москве. Фото fishki.net

Друзья, если вы дочитали и разделяете наши взгляды, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите новые публикации

А еще вас могут заинтересовать эти публикации нашего канала:

  • Уникальный советский ЗИЛ-117, на котором возили члена Политбюро Михаила Суслова, мы нашли в обычном гараже в Улан-Удэ
-14