Четыре года назад я делал большую рецензию на ранобэ «Tate no Yuusha no Nariagari» оно же «Становление Героя Щита», оно же «Восхождение Героя Щита». Уже тогда наметился устойчивый тренд к сползанию цикла, но, все-таки, оставалась надежда на то, что автор вытянет, а потому я решил-таки не бросать чтиво.
После непродолжительного перерыва (всего-то несколько лет) удалось ознакомиться с томами от тринадцатого по девятнадцатый включительно. Переведено уже больше, но я просто не смог себя заставить дочитать это. Теперь подожду окончания этого цикла (если оно вообще планируется), и третьей статьей полностью закрою вопрос. Правда, будет это в лучшем случае еще через четыре года, но ведь мы никуда не спешим, правда?
А раз так, давайте же окунемся в… э-э-э жидкую субстанцию, именуемую «Восхождение героя щита», тома 13-19.
Предупреждаю сразу, в рецензии присутствуют спойлеры, а потому, если испытываете острые приступы спойлерной болезни – лучше идите мимо и не задерживайтесь, вам не на что тут смотреть.
Капелька сюжета
В вышеуказанных романах история Героя Щита получает развитие, хотя и не совсем такое, на которое рассчитывал лично я.
Итак, сперва идут два филлерных тома, в которых герои отправляются Кутенро - местную Японию - чтобы надрать задницы местным японцам. Перед этим они, правда, изрядно веселятся в Шильтвельде – государстве зверолюдей и полулюдей, где Наофуми яростно отбивается от фуррей, возжелавших геройского члена. Затем они разбираются со вторым зверем-хранителем (попутно лишившись одного убогого куска картона), после Наофуми сталкивается с крайне неприятным типом, способным похищать священное и клановое оружие. Ну а потом – вновь филлеры. Три тома, на сей раз - в мире Ларка и Кидзуны.
Параллельно этому развивается сквозная сюжетная линия противостояния с так называемым Авангардом Волн и сущностью, стоящей за отморозками, старающимися уничтожать священных и клановых героев ради того, чтобы губить миры.
В принципе, звучит неплохо, не так ли?
Увы, реальность оказалась гораздо, гораздо грустнее.
Мир
Откровенно говоря, я не верил, что автор сумеет раскрыть мир достойно ведь, уже после Кальмир с этим начались проблемы. Но была надежда хотя бы на то, что средний уровень останется прежним.
Увы, госпожа Юсаги имела на сей счет иное мнение. Мир «Становления Героя Щита» стремительно – с каждой книгой все больше – начал превращаться в третьесортное JRPG со стандартными шаблонными локациями, в которых происходят встречи с шаблонными монстрами и шаблонными же неписями.
Все живое, интересное и увлекательное, что встречалось в первых книгах, то, из-за чего литРПГшный мирок в какой-то момент начал даже мне почти что нравиться, стало стремительно исчезать, и уже тому к шестнадцатому все превратилось в откровенное убожество, будто бы вырванное из какой-то дешевенькой японской гриндилки. И – да – это касается и филлерных романов и основной сюжетной линии.
И с этим, увы, уже ничего не поделать.
Персонажи
В каждой своей рецензии я рассказываю про основных персонажей, действующих в описываемых книгах. Но тут этого делать не стану.
Причина проста: главные герои не изменились, а тратить время на совершенно плоские, вторичные и днищные куски картона вроде какой-нибудь Атлы или Селдины у меня нет ни малейшего желания.
Книга и раньше не блистала хорошо прописанными героями, но сейчас ситуация лишь усугубилась: многочисленные однотипные спутники протагониста, убогие и незапоминающиеся злодеи заполонили все, точно пресловутые пидорги.
Вот при всем желании, не могу назвать ни одного из персонажей новых томов, которые хоть чуть-чуть бы засел в памяти.
За и против
Можно ли сказать хоть что-то хорошее о томах с тринадцатого по девятнадцатый? Думаю, можно. В них хватает смешных моментов (хотя смиЩных, увы, все-таки больше) – чувство юмора все-таки не отказало автору; язык повествования все так же неплох; приключения в Шильтвельде и Кутенро местами даже интересны, Мотоясу жжОт, аки дуговая сварка… На этом, пожалуй, и все.
Остальное же – тихий и беспросветный мрак. Проблем столько, что даже и не знаю, с чего лучше начать.
Пожалуй, первым пунктом лично для меня стало лютейшее подыгрывание автора главному герою, чего раньше не было и в помине.
Если в первых томах история Наофуми – презираемого парии, пытающегося остаться человеком и выжить в мире, повернувшемуся к нему спиной – брала за живое, заставляла напряженно ждать, как же герой выкрутиться, что придумает, то сейчас этого нет и в помине. Наш доблестный Марти прет вперед подобно титану класса «Император», сминая все на своем пути и не встречая ни то, что настоящих трудностей, но даже и достойного сопротивления.
Пример. Герои сталкиваются с серьезным противником, который способен воровать священное и клановое оружие, в результате чего они терпят сокрушительное поражение, Наофуми лишается щита, Рафталия, прикрывая отступление друзей, оказывается в плену, а некоторые из персонажей (не будем говорить, кто именно), умирают. К тому же выясняется, что этот противник принадлежит к Авангарду Волн, и его задача – сделать так, чтобы мир пал под натиском извне.
Казалось бы – завязка для просто офигительной арки, где несколько томов герои будут претерпевать невероятные трудности, терять друзей, бороться, превозмогать, стиснув зубы, и ползти к победе, цепляясь за нее пальцами с содранными ногтями!
А что получилось на самом деле?
А на самом деле уже в следующей главе ГГ-шка увидел сон, в котором к нему пришли два дохлых куска картона, наделив Избранного силой земли и огурцом в жопе точным знанием того, как победить злыдня. В результате, наш ГГ, проснувшись, резко получил заемную силу кланового оружия, и отправился на встречу со злыднем, в том же томе порешив того и всех его приспешников, устроив после этого судилище в лучших традициях Аркаши. Иба ваистену!!!!
Другими словами, автор тупо слила в утиль отменную завязку, которую сама же и придумала, не желая больше сталкивать своего протагониста с серьезными трудностями. Зачем? Почему? А хрен его знает.
Вторым пунктом идут самоповторы.
Вот в предыдущем примере ГГ убого заборол злодея, а Рафталия, была перенесена в филлерный мирок Кидзуны, куда наш протагонист и ломанулся со свитой из части картонок и одного попаданца.
А тут оп-пачки, и очередной местный злодей может запрещать действие иномирных клановых и священных оружий. И наш герой… временно обретает силу кланового оружия местного мира, после чего в непринужденной схватке, растянутой на полтома, забарывает очередного злодея, который, конечно, также является частью Авангарда Волн.
Драки в какой-то момент становятся настолько однотипными, что даже не получается вспомнить, чем именно схватка в Шильтвельде отличается от генерального сражения в Кутенро или битвы за Мелромарк.
И самое плохое здесь то, что как только автор пытается придумать что-то новое, становится только хуже. Полкниги на кулинарный поединок не хотите? А придется, да. Интересно, может, со следующим злодеем Наофуми будет «сражаться» в постели? Ну, типа, кто больше раз подряд сможет?
Убогие злодеи, кстати, это третья проблема, на которую следует обратить внимание. Вот насколько же хороша была Майн/Мелти/Сука в начале!!! Эталонная злодейка, шикарная и мерзотная. А что тут? Сонм безликих картонных болванчиков, многим из которых даже имена не положены, и все та же Сука, магическим образом появляющаяся подле каждого из них (да-да, она пробралась даже в филлерный мирок Кидзуны).
Четвертым пунктом будет остановка в развитии персонажей. Автор наплодил кучу картонок, которые крутятся вокруг нашего мега Марти-Сью, в результате чего происходящее все больше напоминает убогий фарс, а те из героев, кто действительно важен, перестали двигаться вперед, став шаблонными статистами, говорящими стандартные реплики, не имеющими собственной личности, интересов, устремлений.
В результате ни их переживания (которые преимущественно связаны с ГГ), ни их страдания, ни даже гибель не вызывают ровным счетом никакого отклика в моей душе. Ну вот серьезно, ну помер кусок картона, или окартоненный персонаж из первых томов. Да и хрен-то с ним.
Про убогость мира и превращение его в набор стандартных локаций из посредственной JRPG я уже говорил, равно как и про слабый сюжет.
Все вместе составляет картину полной деградации, творческой импотенции и вымучивания нужного количества авторских листов, чтобы сдать определенное контрактом число книг. Качество? Нет, не слышали.
И это печально. Бабло в очередной раз победило зло.
Заключение
Что еще добавить в завершении статьи? Да ничего, пожалуй.
Можно только горестно вздохнуть. Произведение, которое начиналось как крепкий середняк, идеально подходящий для того, чтобы немного разгрузить голову и просто кайфануть, скатился в полное ничтожество.
Сказать иначе – значит покривить душой.
И самое обидное здесь то, что время от времени в мутном фекальном потоке все еще можно найти крупицы былой годноты, вот только с каждой новой книгой их становится все меньше и меньше.
Стоит ли читать этот цикл целиком? Определенно, нет. Думаю, его имеет смысл бросать после отдыха на Кальмире (т.е. шестого тома).
Буду ли я дочитывать «Становление героя щита»? Как говорил выше, да, на чистом упрямстве, предварительно прикупив костюм химзащиты, потому как без него купаться в жидком дерьме – такое себе развлечение.
Засим откланиваюсь, на следующей неделе нас ждет нечто более интересное, нежели скатившийся исэкай.