“Мартин Иден” одно из самых многогранных, глубоких и до сих пор актуальных произведений не только среди творчества Джека Лондона, но и среди всей мировой литературы. На протяжении всего повествования автор блестяще раскрывает личность главного героя и показывает подъём того из низших слоёв до высшего класса. Раскрывает, как из простого жизнерадостного и целеустремлённого персонажа, тот превращается в вымотанную, разочаровавшуюся в жизни, душу.
Далее возможны спойлеры!
В начале автобиографического романа мы видим простого работящего моряка, который был беден и просто жил, издали завидую таким богатым, а следовательно, счастливым людям. Однако он встретил девушку и, сражённый её возвышенностью и грациозностью, её изящными манерами, бесповоротно влюбился в неё. Та в свою очередь поначалу была смущена нежным и волнительным взглядом юноши в свою сторону, но вскоре поняла, что не равнодушна к простому работяге из низших слоёв.
Но можно ли было назвать возникшие чувства искренней любовью?
«…Мартин увидел вдруг лучезарные, ясные глаза Руфи, глаза святой, взиравшие на него с недосягаемых высот чистоты. И он почувствовал в себе великую силу.»
Автор показывает нам, что Иден видел в девушке недосягаемость, он смотрел на неё снизу вверх, и осознание всей пропасти, выстроенной обществом между ними, сподвигло его стать достойным её. Для этого он всерьёз задумался о собственном образовании, полагая, что высшее общество состоит из мудрых и мыслящих людей.
Мартин открыл для себя удивительный и необъятный мир книг, с нечеловеческим желанием стремился обуздать как можно больший объём знаний. В учебном процессе он делал небывалой быстроты успехи, ведь его подгоняла любовь. Любовь к идеальной девушке, к Руфи.
Забыв о сне, он уходит в книги, и вдруг искреннее, всем его большим сердцем, загорелся идеей написания собственных произведений, которые могли прославить его и сделать богатым, сделать достойным. Он бесконечно слал свои бесценные рукописи всевозможным издательствам, не опускал руки при отказе и в поте лица пытался стать идеалом мечтаний недосягаемой девушки. В яростном запале вдохновения он посвятил ей сборник из тридцати стихов (однако тут в памяти всплывает мудрые слова: «Если тебе посвятили стих – любят тебя, если тебе посвятили десять стихов – любят писать стихи.»)
Руфь в свою очередь так же заинтересовалась молодым человеком и его образованием, ведь ей нужен был достойный жених, соответствующий её ценностям и укладам, установленными буржуазией и родителями. Однако, у неё не было веры в Мартина, она не считала, что писательство принесёт молодому человеку необходимую стабильность и роскошь:
«– Я хочу, чтобы вы бросили курить, – прошептала она, – сделайте это ради меня.
– Хорошо, – вскричал он, – брошу курить! Я сделаю для вас всё, что вы пожелаете, милая моя, дорогая.
Руфью вдруг овладело искушение. Увидев, как легко и покорно он идёт на уступки, она подумала: если сейчас потребовать, чтобы он бросил писать, он ей не откажет.»
Руфь понимала свою власть над влюбленным мужчиной, как он покорен её и готов ради неё на всё.
«– Я буду вашим рабом, – улыбнулся он.
– Ну в таком случае, я буду повелевать.»
Именно это делало её счастливой: чувство превосходства, чувство собственной возвышенности, но где-то в глубине души понимая, что такие порывы в сердце не показатель настоящей и равной любви между мужчиной и женщиной, она пыталась дать оправдание сказанным мыслям не сколько перед Мартином, столько перед собой:
«– Мартин, милый, ведь это я не ради себя, а ради вас. Вам, наверное, вредно курить, и потом нехорошо быть рабом, даже рабом привычки.»
Иронично, что сама Руфь излагала мысль о том, как плохо быть рабом привычки несмотря на то, что сама являлась рабыней стереотипного мышления буржуазии, заключающееся в том, что человек хорош лишь тогда, когда обеспечен.
Позже в разговоре с матерью Руфь и вовсе признала, что не любит Мартина:
«– Ведь я вовсе его не люблю.
– Я рада этому. Я бы не хотела, чтобы моя дочь, моя чистая девочка, полюбила такого человека. Ведь есть на свете много людей благородных, порядочных и чистых.»
Руфь даже не спорила со словами матери, она молча соглашалась с ней, показывая тем, что ей слишком важно в человеке происхождение, его кровь и достаток.
Лучшую характеристику чувствам Руфи к Мартину автор выражает через слова матери девушки, обращенных к главе семейства Морзов:
«– Наша маленькая девочка стала, наконец, женщиной. <…> Я хочу сказать, что она любима.»
Ни о какой искренней любви к Мартину со стороны Руфи не может идти и речи несмотря на то, что буквально в следующей главе, мы видим, как девушка принимает предложение Идена о замужестве: она счастлива от чувства, которое пробуждают в неё восхищающиеся ею же глаза юноши.
А тем временем Мартин был безумно счастлив и продолжал попытки отправлять рукописи в издательства, которые приносит перебойный и слишком непостоянный заработок, а также множество знаний и мыслей в большое сердце уже не совсем и простого моряка. Он рос в душевном плане, находит схожие взгляды на жизнь в работах Спенсера, и начинал мыслить глобально.
Автор сводит Мартина с Бриссендом, обладающим таким же огнём к писательству и чувством собственного, никем не навязанного взгляда на мир. Именно он сказал замечательные слова о характер любви Руфи:
«– Она будет любить вас, Мартин, но свою жалкую мораль она будет любить ещё больше. Вы хотите великой, испепеляющей любви, вам нужна свободная душа, яркая бабочка, а не серая моль.»
Но Мартин продолжал видеть лишь идеальную женщину.
Вскоре после публичных высказываний о несостоятельности социализма, Иден попадает на обложки газет, но слова его исковерканы, и он опускается не только в глазах капиталистической семью Морзов, но и в глазах Руфи, которая теперь отвергала Идена и не желала даже видеть его.
Однако наступает черёд газет интересоваться Мартином. Неожиданно все рукописи, которые усердно отвергались издателями на протяжении более двух лет, стали в мгновение ока невероятно востребованы и популярны настолько, что книжные издательства боролись за гениальные мысли Мартина Идена, а сам автор с каждым днём богател и получал приличный и стабильный гонорар. Теперь он поднялся на вершину общества, наконец стал достойным Руфи, ради которой и начинал этот тернистый путь. Однако теперь он не обладал таким сильным и отчаянным желанием быть рядом с девушкой, которая, услышав об успехе некогда влюблённого в неё человека пришла к нему и стала объясняться в искренности своих чувств:
«– Я понимаю, как была глупа. Я пришла, потому что я не могла больше, потому что моё сердце приказывало мне прийти, потому что я хотела прийти.»
Она желала возобновить помолвку, хотела быть рядом с Иденом, но тот вдруг стал безразличен. Девушка не пробуждала в нём столь сильных и возвышенных чувств как прежде, лишь что-то похожее на жалость. Он понимал, что ей двигал лишь факт нового социального статуса Мартина, факт того, что юноша наконец стал достойным её любви в её скованном социумом мозге.
Он лишь с горечью возражал мнимой искренности девушки и объяснял ей, казалось бы, очевидную истину:
«– А ведь я не стал лучше с тех пор, как она расторгла нашу помолвку. <…> Я не переменился. Я всё тот же Мартин Иден.»
Наконец Мартин осознал прошлые чувства:
«Он никогда не любил Руфь на самом деле. Он любил некую идеальную Руфь, на самом деле, небесное существо, созданное его воображением, светлого и лучезарного духа, воспетого им в поэмах о любви.»
Так же, он понял, что двигало девушкой все эти годы:
«Она полюбила его не ради него самого, это было вне всякого сомненья. Но как ни дорог был он ей, буржуазные предрассудки были ей дороже.»
Так заканчивается история любви двух таких разных, ничем не похожих людей. Любили ли они искренне ? – Определённо! Любили ли они друг друга – нет! Это не являлось настоящей любовью, не являлось тем, когда ценят и любят человека за душу, за характер, за поступки, а не за статус, не за положение и достаток.
Читайте также:
#книги #джек лондон #мартин иден #сочинение #литература