Обещала я вам делать иногда "музейные" обзоры посуды и мебели, и вот повод подвернулся: в усадьбе-музее "Архангельское" (Подмосковье) сейчас проходит выставка юсуповского фарфора. #муз-yul
Фарфор я люблю, хотя и очень посредственно в нем разбираюсь. Полный дилетант, чего и не скрываю. И, честно признаться, о том, что князь Николай Юсупов держал собственную мастерскую по росписи фарфора под Москвой, даже и не знала.
История юсуповского фарфора ведёт своё начало с 1818 года, когда князь Николай Юсупов (в том числе возглавлявший Императорский фарфоровый завод с 1792 по 1802 годы) решает устроить в комнатах павильона "Каприз" в своем подмосковном поместье "Архангельское" мастерскую по росписи фарфора.
Изначально идея устроить собственную мастерскую была лишь "ученой прихотью" князя, слывшего известным коллекционером и почитателем предметов искусства, собранных со всего мира. К тому же в последствии появление опытных мастеров позволило Юсупову восстанавливать утраченные части любимых фарфоровых сервизов - рисунки просто копировались для воссоздания необходимой пары вместо разбитых предметов.
Первоначально все "белье" - фарфоровую заготовку для последующего нанесения ручной росписи - в Архангельское поставляли с российских фарфоровых заводов ИФЗ, Попова и Гарднера, а та же мануфактур Мейсена, Вены и Севра.
Однако с 1823 в Архангельском начали отливать и собственный фарфор.
В 1823 году юсуповский фарфор из Архангельского стал маркироваться.
Первыми мастерами в юсуповской мастерской были крепостные крестьяне, сначала учившиеся рисунку с произведений скульптуры и графики, затем - копируя декор с изделий европейских заводов. Затем на обучение стали приглашаться и вольные художники.
Два дня в неделю мастерам позволялось работать "на себя" - расписывать изделия и продавать их.
Хотя в целом юсуповский фарфор изготовлялся исключительно для нужд самого "Его сиятельства", а так же для подарков его гостям. Именно поэтому сейчас предметы, произведённые в Архангельском, практически не встречаются на рынке антиквариата.
В 1822 году фарфоровое заведение Юсупова возглавил французский живописец Август-Филип Ламбе, прибывший вместе с семьей из французского Севра по приглашению князя. При нем юсуповский фарфор вышел на новый уровень, перестав уступать по мастерству росписи известным европейским мануфактурам.
Так как юсуповский фарфор делался исключительно для личного пользования и для подарков, мастера не жалели позолоты и красок для миниатюр.
В основу сюжетов ложились произведения известных живописцев из личной коллекции князя, пейзажи, сюжет античности, портреты богатых особ того времени - все, что было популярно в России и Европе в эпоху классицизма.
Сервизы юсуповской мастерской украшали даже императорский стол.
Одна из самых известных серий юсуповского фарфора - "Розы" - была скопирована с рисунков из трехтомного французского атласа Lesroses.
За 14 лет своего существования живописная мастерская в Архангельском воспитала около 70 художников.
После смерти Юсупова в 1831 году его сын был вынужден закрыть бесприбыльную дорогостоящую мастерскую, фарфоровый же завод остался в распоряжении Ламбера. С этого времени и до 1839 года на заводе выпускали фаянс, после чего предприятие прекратило свое существование.
Помимо фарфора собственного изготовления, в усадьбе сохранились образцы фарфора из коллекции Юсупова со всего мира.
Помните, недавно показывала купленные мною чешские бульонные пары и говорила, что ручка у них в стиле Мейсен? Вот эти знаменитые ручки в оригинале.
Спасибо за внимание, надеюсь вам было интересно!