Если вы смотрели двух «Шерлоков Холмсов», то наверняка заметили, насколько в этих фильмах необычная музыка. Над саундтреком работал Ханс Циммер — один из самых крутых кинокомпозиторов современности.
Циммер хорошо умеет управляться с оркестром, взять его музыку к фильму «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» — здесь везде звучит оркестр.
Шерлок
С «Шерлоком» другая ситуация, Циммер решил не использовать классический оркестр. Он взял банджо, цимбалы и поэкспериментировал со звучанием пианино. В итоге музыка звучит немного хаотично — это хорошо отражает натуру Шерлока в версии Гая Ричи.
Например, основная тема, которая ассоциируется с персонажем Роберта Дауни-младшего называется Discombobulate. Это интересное слово, которым обозначают состояние дискомфорта, хаоса. То самое состояние, в котором и живёт Шерлок Холмс.
Эта мелодия получает развитие в другой композиции — My Mind Rebels At Stagnation — в буквальном смысле «Мой разум протестует против застоя». И, действительно, Шерлок не может жить без дел. Любой перерыв в расследованиях сводит его с ума.
И если в первой части композиции мы слышим ту же разухабистую мелодию, что и в Discombobulate, то вот вторая часть звучит мрачно, а где-то в глубине пиликает скрипка — увлечение Шерлока. Холмс стреляет в стену из пистолета от тоски.
«Шерлок Холмс» отлично прокатился и собрал полмиллиарда долларов. Гай Ричи справился с культовым персонажем и придумал своих Холмса и Ватсона. При этом и Роберт Дауни-младший, и Джуд Лоу смотрятся на экране гармонично — они актёры одного уровня и никто не переигрывает другого.
Новый Шерлок
После успеха первого фильма Гай Ричи взялся за второй. Нужно было не разочаровать фанатов. Так как музыка была важной частью «Шерлока», то и в продолжении ей следовало уделить особое внимание, а значит работать придётся снова Хансу Циммеру.
Сам Циммер признаётся, что когда получает заказ на фильм, то паникует — вдруг у него не получится придумать что-то новое. Однако, когда композитор взялся за сценарий ко второму «Шерлоку» и обнаружил там гадалку, то сразу понял, что нужно делать. Вместе с Гаем Ричи они отправились в Словакию.
Идея Циммера была в том, чтобы познакомиться поближе с цыганской культурой и музыкой. По итогам поездки композитор договорился с двумя цыганскими группами, которые и записали саундтрек. И хоть саму музыку придумал Циммер — в этом фильме важно ещё и звучание инструментов.
Например, в композиции Romanian wind музыка несётся на бешеной скорости. Под эту музыку в фильме доктор Джон Хэмиш Ватсон танцует с цыганами.
Но интересно, что Гай Ричи решил не ограничиваться только лишь разухабистой музыкой, в фильм добавили и классику. Ведь в одном из эпизодов Шерлок попадает в оперный театр.
На сцене дают оперу Моцарта «Дон Жуан». Поющая статуя — это воскресший Командор, которого в самом начале убил Дон Жуан.
Помимо оперы, в фильме звучит композиция Шуберта — Die Forelle, Мориарти признаётся, что это его любимая музыка и даже подпевает исполнителю, пока допрашивает Холмса.
Композиция называется «Форель» и в действительности посвящена рыбе. Пока вода чистая — рыбу не поймать, она видит удочку. Но стоит лишь немного замутить воду и вот рыба уже на крючке у рыбака. Неудивительно, что Мориарти нравится песня — он тоже любит ловить рыбку в мутной воде.
Саундтрек к фильмам про «Шерлока Холмса» — это тщательно выверенная работа, созданная Гаем Ричи и Хансом Циммером — смесь классики и необычных инструментов. В следующий раз, когда будете смотреть — обратите особое внимание на звук.